Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Draft Constitutional Acts from the late 20th century Вернуться в раздел

Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (проект А.Д.Сахарова)

30?locale=en

Проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» был разработан известным правозащитником академиком АН СССР Андреем Дмитриевичем Сахаровым (1921-1989) осенью 1989 года.

В СССР 1989 год стал первым годом завершающего этапа политики перестройки. Сама перестройка, начавшись с попыток партийно-хозяйственной элиты остановить при помощи административных методов экономический кризис в СССР, превратилось к этому времени в массовое политическое движение по реформированию советских институтов. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, ставший Президентом СССР, возглавил этот процесс под лозунгом демократизации общественной жизни и восстановления истинных ценностей социализма.

Первый Съезд народных депутатов СССР образовал 9 июня 1989 года Конституционную комиссию, членом которой стал народный депутат СССР А.Д. Сахаров. Конституционные идеи А.Д. Сахарова предполагали построение Европейско-Азиатского союза равноправных советских республик и в этом смысле стали фактически первым вариантом нового Союзного договора.

Как известно, в декабре 1922 года при подготовке Договора об образовании СССР возникла дискуссия между И.В. Сталиным и В.И. Лениным о принципах объединения возникших на обломках Российской империи советских социалистических республик в новое союзное государство. Позиция И.В. Сталина предполагала реализацию «плана автономизации», когда союзные республики входили бы в РСФСР на правах автономных республик. Позиция В.И. Ленина предполагала объединение республик «вместе с РСФСР» в «Союз Советских республик Европы и Азии». Именно эта идея и была положена в основу Союзного договора 1922 года и стала впоследствии  первой частью Конституции СССР 1924 года.

Таким образом, в своем проекте А.Д. Сахаров сделал попытку развить ленинские принципы формирования союзного советского государства. Главной стала идея организации «национально-конституционного процесса», когда союзные и автономные республики, национальные автономные области и национальные округа бывшего СССР трансформируются в равные суверенные республики (государства). При этом, согласно замыслу автора, не только вновь образованные независимые государства обладали правом свободного выхода из Европейского-Азиатского союза, но и населявшие их нации обладали правом на самоопределение. Конституционный проект А.Д. Сахарова устанавливал 10-летний мораторий, после истечения которого становились возможными процессы укрупнения республик или их разделения на меньшие части.

В качестве «цели народа Союза Советских Республик Европы и Азии» провозглашались «счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения». Было заявлено, что «глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями».

В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан должен был стремиться «к встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как к единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением такого сближения должно стать создание в будущем Мирового правительства».

Значительная часть текста проекта Конституции А.Д. Сахарова была посвящена защите прав и свобод человека и гражданина. Некоторые формулировки проекта характеризуют проблемы, с которыми А.Д. Сахаров сталкивался в своей правозащитной деятельности в СССР. Например, в конституционном проекте было прямо установлено: «Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На территории Союза в мирное время запрещена казнь. Запрещены медицинские и психологические опыты над людьми без согласия испытуемых».

А.Д. Сахаров передал проект своей Конституции председателю Конституционной комиссии Съезда народных депутатов СССР М.С. Горбачеву 27 ноября 1989 года. 14 декабря 1989 года народный депутат СССР А.Д. Сахаров скоропостижно скончался.

Проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», который многие современники называли утопичным и даже наивным, не стал предметом серьезного обсуждения Конституционной комиссии. Тем не менее, конституционные идеи А.Д. Сахарова оказали влияние на социально-политические процессы последнего периода существования СССР.

В частности, идея нового Союзного договора была использована Президентом СССР М.С. Горбачевым в качестве политического инструмента спасения СССР от распада. В 1991 году по его инициативе был разработан проект нового Договора о Союзе Суверенных Государств. Именно для срыва подписания этого договора была предпринята попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 года, которая сделала процесс распада Союза ССР необратимым.

Кроме того, идея о выравнивании статуса всех территориальных и национально-территориальных образований, составляющих СССР, нашла свое отражение в идеологическом обосновании нового «плана автономизации», который был запущен весной 1990 года по инициативе Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова. Этот план подменял решение задачи разграничения полномочий между союзным Центром и союзными республиками, поставленной первым Съездом народных депутатов СССР, задачей повышения статуса автономных республик и фактического «уравнивания» его со статусом союзных республик.

Проект Конституции А.Д.Сахарова был опубликован в декабре 1989 – январе 1990 гг. в ряде периодических изданий: Новое время. 1989. № 52 (cпец. вып.). С. 26-27; Голос избирателя. 1989. № 7 (Дек.).С. 2, 3; литовское издание газеты «Комсомольская правда» Komjaunimo tiesa (Вильнюс). 1989. 12 дек. С. 4.; Позиция (Тарту). 1989. № 6 (cпец. вып.). С. 3-4; Русская мысль. 1989. 22 дек. С. IV (cпец. прил.); Досье «ЛГ» : прил. к «Лит. газ.». 1990. Янв. С. 9-10; Interfax Bulletin. 1989. 19 дек.; и др.


Download pdf

Конституция Российской Федерации (проект С.С. Алексеева и С.М. Шахрая)

32?locale=en

Проект Конституции Российский Федерации, получивший известность как «проект Алексеева-Шахрая» занимает особое место в истории российского конституционализма.

Именно этот документ во время его подготовки в апреле 1993 года также называли «президентским» проектом новой Конституции Российской Федерации, поскольку он был создан по предложению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. По сути, «проект Алексеева-Шахрая» стал одним из ключевых правовых инструментов преодоления конституционного кризиса власти в России в 1992-1993 году. Для доработки своего «президентского» проекта Б.Н. Ельцин созвал в июне 1993 года специальный орган – Конституционное совещание из представителей федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, производственных союзов, представителей науки и культуры. В конечном итоге, этот проект с учетом изменений и дополнений был вынесен на всероссийское голосование и принят 12 декабря 1993 года в качестве нового Основного Закона. А его создатели С.С. Алексеев и С.М. Шахрай по праву стали считаться основными авторами текста действующей Конституции Российской Федерации.

В рамках советской конституционной реформы 1989-1991 годов в РСФСР, единственной из всех союзных республик, были образованы Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет РСФСР, сформирован Конституционный Суд РСФСР и введена должность Президента РСФСР.

Собственная конституционная реформа в РСФСР началась в июне 1990 года, когда Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию.

После распада СССР в декабре 1991 года и старта программы радикальных экономических реформ начали быстро множатся противоречия между юридической «моделью действительности», закрепленной в Конституции РСФСР 1978 года и стремительно возникающими новыми реалиями в политике, экономике и общественной жизни. 

Например, в Конституции РСФСР 1978 года отсутствовал принцип разделения властей. Высшими органами государственной власти, в соответствии с Конституцией, являлись Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, которые были наделены правом принимать к рассмотрению любой вопрос, включая изменение Конституции страны. Оппозиционное Б.Н. Ельцину большинство Съезда и Верховного Совета постоянно пользовалась этим правом, кроя и перекраивая Основной Закон в своих интересах. После отставки «правительства молодых реформаторов» главной целью руководства Верховного Совета становится борьба за политическую власть с Президентом Российской Федерации. Для организации поддержки своих планов Р.И. Хасбулатов и его сторонники на Съезде и в Верховном Совете активно использовали экономические методы. В 1992-1993 годах Верховный Совет имел возможность напрямую вмешиваться в денежно-кредитную политику Банка России. Кроме того, Председатель Верховного Совета имел собственный внебюджетный стабилизационный фонд, средства из которого направлялись на поддержку приглянувшихся ему промышленных предприятий. Таким образом, происходила передача значительной доли национального дохода тем группам интересов, которые являлись политическими союзниками руководства Съезда и Верховного Совета в его конфликте с Президентом Российской Федерации. Необходимо помнить, что хотя этот конфликт маскировался фразами о защите интересов трудящихся, на самом деле спор шел, как по поводу самого механизма государственного управления, так и по поводу иерархии властей и разграничения их полномочий. Фактически, именно в этот полюс стянулись все противоречащие друг другу точки зрения относительно концепции новой Конституции России. А конституционный кризис вылился в ожесточенное противостояние между Президентом, возглавлявшим исполнительную власть страны и Верховным Советом Российской Федерации.

Официальный проект Конституции, который разрабатывала Конституционная комиссия, исходил из сохранения элементов советской системы власти (прежде всего, Съезда народных депутатов) и в этом смысле не мог быть предметом политического компромисса. Наиболее убедительным доказательством этому стало появление в 1992 году целого ряда альтернативных проекту Конституционной комиссии проектов Конституции Российской Федерации, среди которых наиболее яркими и профессиональными стали проекты «Алексеева-Собчака» и так называемый проект «Вариант “ноль”» рабочей группы под руководством С.М. Шахрая. В рабочую группу, в частности, входили: Е.Б. Абросимова, И.А. Бунин, А.В. Маслов, Г.В. Минх, Р.Г. Орехов и А.Я. Слива.

Весной 1993 года началась подготовка к Всероссийскому референдуму 25 апреля 1993 года на который, в частности, выносился вопрос о доверии Президенту страны и поддержке курса реформ. Именно этот референдум запомнился по рефрену: «да-да-нет-да». Идея Б.Н. Ельцина заключалась в том, чтобы выйти на референдум со своеобразным «планом будущего» страны и новой российской государственности. По мнению Б.Н. Ельцина новая Конституция должна была решить ряд неотложных задач. Во-первых, сформировать базу для восстановления общественного согласия. Во-вторых, выстроить эффективную систему государственного управления, основанного на принципе разделения властей. В-третьих, создать «конкурентные преимущества» для новой модели экономического развития, сочетающей в себе гарантии личных и экономических свобод и социальную ответственность.

С.С. Алексееву и С.М. Шахраю в короткие сроки удалось решить эту  нетривиальную политическую задачу. При этом их работа стала не столько результатом юридической науки, сколько предметом юридического творчества. Именно об этом вспоминал бывший председатель Конституционного Суда Российской Федерации  В.А. Туманов, когда вручал С.М. Шахраю в 2011 году высшую юридическую премию «Юрист года» (С.С. Алексеев стал первым лауреатом этой премии).

Принято считать, что конституция является плодом согласия элит, отражает стремление утвердить новые договоренности о системе власти, о принципах отношений, оформить новый «общественный договор». Поскольку в России начала 1990-х годов ни о каком общественном согласии не было и речи, авторы решили действовать от противного.

Была выбрана модель закрепления в Основном законе тех общественных ценностей, тех принципов, которые не вызывали сомнений ни у одной из противоборствующих сторон. Более того, в окончательном варианте текста действующей Конституции все эти «заповеди» были в общем виде изложены в самой первой главе «Основы конституционного строя» и максимально защищены (внесение изменений в этот раздел Конституции возможно только путем референдума или созыва специального Конституционного Собрания).

Ключевым элементом проекта стал полный отказ от «вертикали Советов» и выведение Президента Российской Федерации из классической системы разделения властей. В проекте об этом было сказано следующим образом: «Президент Российской Федерации является главой государства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В установленном настоящей Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Президент как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».

Представительным органом власти в проекте стало Федеральное Собрание, которое состояло из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть возглавляло Правительство Российской Федерации. Судебную систему представляли: Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший арбитражный Суд, руководители которых образовывали Высшее судебное присутствие. Предложенная система организации государственной власти в целом соответствовала современной модели республики президентско-парламентского типа.

В процесс доработки проекта на Конституционном совещании было решено отказаться от упоминания в тексте Конституции Федеративного договора, который носил переходный характер; вместо этого с участием С.М. Шахрая была разработана новая глава о федеративном устройстве.

Б.Н. Ельцин впервые заявил о завершении работы над «президентским» проектом Конституции Российской Федерации 14 апреля на брифинге для СМИ. А уже после победы на Всероссийском референдуме, 29 апреля официально представил текст на совещании в Кремле с участием глав республик, администраций краев и областей, автономных образований. На следующий день «президентский» проект Конституции Российской Федерации был опубликован в печати.


Download pdf

Конституция Российской Федерации (проект С.С. Алексеева и А.А. Собчака)

31?locale=en

Проект Конституции Российской Федерации, получивший известность как «проект Алексеева-Собчака» был создан весной 1992 года по решению политсовета Российского Движения Демократических Реформ (РДДР).

Проект подготовили известные юристы: член-корреспондент РАН, бывший председатель Комитета конституционного надзора СССР Сергей Сергеевич Алексеев (1924-2013) и мэр Санкт-Петербурга, бывший народный депутат СССР д.ю.н. Анатолий Александрович Собчак (1937-2000). В разработке проекта принимали участие бывший председатель Комитета Верховного Совета СССР по законодательству д.ю.н. Юрий Хамзатович Калмыков (1934-1997) и исполнительный директор Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации д.ю.н. Станислав Антонович Хохлов (1941-1996).

По мнению лидеров РДДР, официальный проект Конституции, который разрабатывала Конституционная комиссия Съезда народных депутатов Российской Федерации (с июня 1990 года) страдал рядом неустранимых недостатков. Главным из этих недостатков было стремление разработчиков сохранить в неизменности советскую систему организации власти( прежде всего, Съезд народных депутатов), что объективно приводило к нечетким определениям разделения и взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов. Профессор А.А. Собчак в этой связи даже сравнивал проект Конституционной комиссии со «сталинско-брежневскими» законодательными актами. Чтобы преодолеть эти недостатки и был разработан альтернативный проект Конституции Российской Федерации.

Важной особенностью проекта «Конституции Алексеева-Собчака» стала детальная проработка сюжетов, посвященных основным правам и свободам граждан России. Ключевая формула текста: «Россия утверждает себя как правовое демократическое светское государство, высшими ценностями которого являются человек, его единство, неотъемлемые права и свободы».

Принцип разделения властей был декларирован в проекте при помощи следующей формулы: «Умеренность, упорядоченность и действенность государственной власти в Российской Федерации обеспечивается разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, федеративным построением государства, разделением государственной власти и муниципального самоуправления, а также всенародным избранием главы государства - Президента Российской Федерации, воплощающего единство российской государственности и обеспечивающего незыблемость конституционного строя, согласованную деятельность всех подразделений государства».

Проект предполагал асимметричную модель федеративного устройства: конституционного закреплялись три «уровня» статуса территориальных образований - республики, губернии и автономные национальные сообщества, обладающие различным объемом прав и полномочий. Для разграничения полномочий между Федерацией и республиками предполагалось заключение Федеративных договоров. Проект Конституции гарантировал неизменность территорий республик и автономных территориальных образований. При этом неявно предполагалось, что территория губернии может быть изменена без ее согласия.

В своем проекте конституции С.С. Алексеев и АА. Собчак также детально проработали ряд вопросов конституционной экономики, связанных с обеспечением единого экономического пространства, принципами хозяйственной деятельности, правами собственности, бюджета и налогов.

Проект «Конституции Алексеева-Собчака», созданный специалистами в области публичного права, по своему «конституционному дизайну» заметно отличался от аналогичных актов, сложившихся в советской традиции. С одной стороны, в документе были использованы специальные термины, например, термин «органический закон», непривычные для российского конституционного законодательства. В странах с романской системой права под органическим законом понимается закон с особым статусом, существование которого прямо предусмотрено действующей конституцией, т.е. конституционный закон. С другой стороны, проект предусматривал упразднение Конституционного Суда Российской Федерации и возложение функций конституционного контроля на Верховный Суд, который должен был возглавлять всю российскую судебную систему. Сама тема построения судебной системы России носила в проекте несколько гипертрофированный характер. Ей было посвящено более 30% текста проекта конституции. Например, Верховному Суду принадлежало право законодательной инициативы, а в качестве органа административной юстиции предполагалось создание Советом Министров Российской Федерации специального консультативного юридического органа – Государственного Совета.

27 марта 1992 года конституционный проект был презентован от имени Исполкома РДДР А.А. Собчаком, который заявил, что авторы посвятили свой документ памяти академика АН СССР А.Д. Сахарова. В условиях тогдашнего противостояния Правительства и Верховного Совета Российской Федерации мероприятие демонстративно было проведено на «независимой» площадке - в здании московской мэрии. Эта акция вызвала обострение конституционного кризиса.

Как писала газета КоммерсантЪ, «обмен публичными угрозами между правительством и ВС закончился тем, что в игру вступил третий партнер: 27 марта Анатолий Собчак от имени Российского движения демреформ (РДДР) обнародовал новый проект конституции. Околоконституционный конфликт стал трехполюсным, неопределенность резко усилилась… Налицо было демонстративное пренебрежение конституционными дебатами, проходившими рядом, в Белом доме: зайти в конституционную комиссию (КК) никто из творцов не пожелал, а все попытки КК связаться с Собчаком были им пресечены. Собчак так и не дал ответа на вопросы, каким образом он собирается осуществить законодательную инициативу и внести проект на рассмотрение съезда, а в самом проекте содержалась норма, представляющая неприкрытую угрозу парламенту: если проект не будет принят до некоторого срока, пока точно не определенного, для его принятия "созывается Учредительное собрание". На вопрос, не пахнет ли все это государственным переворотом, Собчак отвечал, что не пахнет, но способ созыва собрания уточнять отказался» (см.: КоммерсантЪ. № 13. 1992. 30 марта).


Download pdf