Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Programs Вернуться в раздел

«Программа углубления экономических реформ Правительства Российской Федерации», июнь 1992 года.

Программа развивает комплекс мер радикальной экономической реформы, которые так и не были реализованы в СССР, и были начаты «Правительством Ельцина-Гайдара» в конце 1991 – начале 1992 годов.

В начале апреля 1992 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Егор Тимурович Гайдар освобождается от обязанностей Министра финансов Российской Федерации и полностью сосредоточивается на вопросах проведения радикальной экономической реформы. Именно с этого момента Е.Т. Гайдар становится фактическим главой российского правительства, хотя его формальное назначение исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации состоится только в июне 1992 года. В апреле Е.Т. Гайдаром создается рабочая группа во главе с Е.Г. Ясиным для подготовки проекта программы развития экономики России. В группу, в частности, входят известные экономисты: С.В. Васильев, А.П. Вавилов, С.Ю. Глазьев, Л.М. Григорьев, А.Г. Гранберг, А.Н. Илларионов и Ю.А. Петров. В мае 1992 года Я.М. Уринсон возглавляет еще одну межведомственную рабочую группу по проблемам структурной перестройки экономики. Результаты работ групп Е.Г. Ясина и Я.М. Уринсона летом 1992 года и лягут в основу Программы углубления экономических реформ.

В Программе был дан детальный анализ экономического наследия, доставшегося молодой России в результате господства командной экономики в СССР. В документе последовательно проведена идея множественности и параллельности развития процессов экономического реформирования. Особое внимание уделено формулированию задач и описанию условий реализации экономических реформ на трех ключевых этапах: этапе «кризисного развития» (1992-1993 гг.), этапе «восстановления народного хозяйства» и этапе «экономического подъёма».

Приведенный текст представляет собой начальный проект Программы углубления экономических реформ по состоянию на июнь 1992 года (см., подробности на сайте электронного Архива Гайдара: http://gaidar-arc.ru/). Окончательный текст Программы с небольшими изменениями и дополнениями был опубликован в августе 1992 года в специальном выпуске журнала «Вопросы экономики» (Программа углубления экономических реформ Правительства Российской Федерации // Вопросы экономики. 1992. № 8. С. 3-192).


Download pdf

«План действий Совета Министров – Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году», 23 февраля 1993 года

В момент назначения Виктора Степановича Черномырдина главой российского правительства у него не было собственной развернутой программы экономических действий. Фактически, главным содержанием Плана действий первого «Правительства Черномырдина» стала идея завершения этапа радикальных экономических реформ. Целями правительства было объявлено: «достижение макроэкономической стабилизации в результате существенного снижения инфляции, замедление темпов падения производства, сохранения уровня жизни большинства населения, улучшение внешнеэкономического положения страны и подготовка на этой основе условий для стабильного долгосрочного экономического роста».

Тогдашняя социально-экономическая ситуация в России, эскалация «конституционного кризиса» - противостояния ветвей власти за право определять приоритеты развития страны, оставляли мало возможностей для достижения поставленных целей. Смысл Плана действий был в другом – послать ясный сигнал противоборствующим элитам о намерении нового российского правительства, которое пришло на смену «Правительства Ельцина-Гайдара», продолжить рыночные преобразования в экономике.


Download pdf

Программа Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», 6 августа 1993 года.

Первая среднесрочная Программа первого «Правительства Черномырдина» стала также первым примером позиционирования «корабля российской экономики» с точки зрения успешности продвижения к заданным ориентирам. В этом документе были изложены уточненные представления о конечной цели реформ, а также задачи, которые необходимо решить в среднесрочный период. Как указано в Программе, «в России должна быть создана социально ориентированная, эффективная экономика - конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Она должна быть способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности».

Для подготовки проекта Программы в июле 1993 года была создана специальная комиссия под руководством первого заместителя Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации – Министра экономики Российской Федерации О.И. Лобова. В состав комиссии вошли известные экономисты, в частности, С.В. Алексашенко, С.А. Васильев, С.М. Игнатьев, А.Г. Шаповальянц и Е.Г. Ясин.

В Программе был сделан предварительный прогноз скорости прохождения этапов трансформации экономики: этап кризисного развития, по мнению разработчиков, должен был завершиться в 1994 году, экономическая стабилизация произойти в конце 1994 – 1995 году, а новый экономический подъем должен был начаться в 1996 году.


Download pdf

Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах», 28 апреля 1995 года

Программа интересна, прежде всего, тем, что содержит детальные итоги реформирования российской экономики в 1992-1994 годах, когда происходили наиболее драматические события перехода от оказавшейся в глубоком кризисе планово-распределительной советской экономики к современной рыночной экономике. В ней впервые последовательно сформулированы основные закономерности переходного периода (транзита экономических систем) применительно к России. В ней также сформулированы основные барьеры и вызовы развития и намечены контуры экономического цикла, связанного с такой трансформацией.

В момент принятия программы действовала Программа Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», одобренная первым «Правительством Черномырдина» в августе 1993 года, еще до принятия новой Конституции Российской Федерации. Необходимость создания новой среднесрочной программы была обусловлена тем, что, по мнению разработчиков, созрели предпосылки для перехода к новому этапу реформ и развития российской экономики. Этот этап связывался с завершением периода кризисного развития и переходом к периоду экономической стабилизации. 


Download pdf

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», 15 июня 1996 года

Для всестороннего учета интересов народов России и решения конкретных задач в сфере национальных отношений сформулирована необходимость государственной национальной политики Российской Федерации. Основными вопросами национальной политики, в частности, названы: сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией.


Download pdf

Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах», 31 марта 1997 года

Ключевой задачей второго «Правительства Черномырдина», сформированного после повторного избрания в 1996 году Бориса Николаевича Ельцина Президентом Российской Федерации, стало продолжение усилий по экономической стабилизации и преодолению бюджетного кризиса, который возник еще в позднесоветской экономике. Для того, чтобы обеспечить позитивный перелом в динамике-социально-экономических процессов и была принята программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах».

В это время продолжала действовать Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах». Основной причиной утверждения новой среднесрочной программы до истечения действия прежней, стала необходимость представить комплекс мер, рассчитанных на срок полномочий вновь избранного Президента страны и отражающих его обязательства, взятые перед избирателями. Основным содержанием нового этапа преобразований в программе была указана структурная перестройка экономики. Указанная задача носила комплексный характер, строки ее реализации, безусловно, имели долгосрочный характер и формально выходили за заявленные временные рамки. Поэтому разработчики программы условились устанавливать в документе цели, имеющие долгосрочный характер, а формулировать задачи – среднесрочные, как было записано, «реально выполнимые в 1997 – 2000 годах». 


Download pdf

«Программа Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов», 10 июля 1998 года

В истории современной России 1997 год стал своеобразным «годом надежд». Постоянные усилия Президента и Правительства Российской Федерации по финансовой стабилизации стали приносить свои первые плоды. Резко, до десятых долей процента в месяц, сократилась инфляция, иностранные инвестиции в государственные ценные бумаги и акции промышленных предприятий превысили 20 млрд. долларов США, банки начали активно кредитовать реальный сектор экономики, начался рост секторов экономики, ориентированных на внутренний спрос (автомобильная, химическая, медицинская промышленность, пищевая промышленность). В своем Послании Федеральному собранию от 17 февраля 1998 года «Общими силами к подъему России» Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин сказал об этом так: «Пора уже вплотную заняться тем, что ждет нас впереди. Мы застряли на середине моста: инфляционное прошлое <…>, осталось позади, а вот к инвестиционному будущему приблизится не удается. Нужна новая политика – политика экономического роста». По предложению Б.Н. Ельцина, весной 1998 года было создано так называемое «служебное» правительство технократов, или «Правительство Кириенко», которое и должно было заняться переводом российской экономики на рельсы экономического роста.

 Однако на практике обретенная финансовая стабилизация оказалась иллюзорной. Несовершенство российской налоговой системы, сохранение практики взаимозачетов и налоговых освобождений с одной стороны, а также события финансового «Азиатского кризиса» и вызванного им более чем двукратного падения мировых цен на энергоносители, с другой стороны, резко обострили положение с федеральным бюджетом. Попытки продолжить финансирование дефицита бюджета за счет государственных краткосрочных облигаций (ГКО) привели к тому, что в условиях паники на финансовых рынках доходность этих бумаг возросла с 19-22 процентов в 1997 году до 70 процентов в июне 1998 года. Позитивные тенденции были сломлены.

Простого решения в такой ситуации объективно не существовало и «Правительство Кириенко» колебалось в выборе стратегии. В итоге, промедление с выбором мер привело к масштабному кризису доверия между правительством и участниками финансового рынка. Как показали дальнейшие события, этот кризис доверия стал предвестником «дефолта» 17 августа 1998 года. Принятая Программа включала в себя детальный анализ ситуации и должна была помочь преодолеть кризис доверия к институтам государства и остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках. Однако отсутствие согласия между ветвями власти, прежде всего, между правительством и палатами Федерального Собрания, а также дефицит времени не позволили воплотить ее в жизнь.


Download pdf

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», 17 ноября 1998 года

Волна мирового, так называемого «Азиатского кризиса», начавшегося в 1997 году, стала «спусковым крючком» полномасштабного кризиса российской финансовой системы, который получил 17 августа 1998 года название «дефолта» в результате отказа в этот день «Правительства Кириенко» от выполнения ряда обязательств по внутреннему государственному долгу. В результате разразившегося вслед за «дефолтом» политического кризиса к власти пришло «Правительство Примакова», которое попыталось быстро разрядить ситуацию. Активную роль в стабилизации социально-экономического положения сыграл также Центральный банк Российской Федерации.

Банк России разработал собственный комплекс мер в области денежно-кредитной политики, который, в частности, должен был поддержать реальные располагаемые доходы населения на уровне 1998 года, ограничить рост цен в пределах 30%, а спад в экономике – на уровне 3%. Меры, выработанные Банком России, стали ясным сигналом финансовых властей не допустить углубление кризиса и обеспечить скорейшее восстановление национальной банковской системы.


Download pdf

Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 181-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

Осень-зима 1998 года прошли в России под знаком борьбы с последствиями «дефолта» - крупномасштабного кризиса российской финансовой системы, кульминацией которого стали события 17 августа 1998 года. Программа неотложных и чрезвычайных мер «Правительства Примакова» была направлена, прежде всего, на обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса. При этом методы макроэкономического регулирования и восстановления работоспособности национальной банковской системы сопровождались комплексом мер по недопущению углубления кризиса, особенно в российских регионах.

С этой целью был принят специальный федеральный закон, который обеспечивал целевое финансирование расходов на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, переданных в муниципальную собственность в 1996-1998 годах, а также разрешал погашение по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации ранее полученных ими бюджетных ссуд на погашение задолженности работникам бюджетной сферы и покрытие кассовых разрывов. Таким образом, этот федеральный закон стал частью комплекса мер органов государственной власти Российской Федерации по преодолению последствий «дефолта» сугубо экономическими методами.


Download pdf

«Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», 12 мая 2000 года

Разработка долгосрочной стратегии развития Российской федерации, которая также получила название «Стратегия 2010», была начата 1 декабря 1999 года по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

1999 год стал началом нового этапа в развитии российской экономики. Наряду с достижением денежной стабилизации (1995-1996 годы), преодоление фискального кризиса и девальвация национальной валюты - рубля (1998 год) обеспечили повышение привлекательности реального сектора экономики для потенциальных инвесторов и создали предпосылки начала устойчивого экономического роста. В свою очередь, устойчивый экономический рост стал основой политической стабилизации в России. Нужна была новая программа действий, связанная с перенесением центра внимания с вопросов экономической стабилизации на качество экономического роста и модернизацию страны в условиях современного постиндустриального общества.

Член «питерской команды» экономистов, Герман Оскарович Греф стал первым председателем совета некоммерческой организации «Центр стратегических разработок», которую в декабре 1999 года учредили Государственный университет – «Высшая школа экономики», Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения и Рабочий центр экономических реформ при Правительстве России. Первоначальная версия документа - «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», или «Стратегия 2010» была завершена в начале мая 2000 года, а 18 мая 2000 года Г.О. Греф был назначен Министром экономического развития и торговли Российской Федерации. «Стратегия 2010» и стала концептуальным обоснованием основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в период 2000-2010 годов.


Download pdf

«Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», 22 июня 2006 года

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, сегодня является одним из важных направлений решения демографической проблемы. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Ее дополняется система государственных мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

При переселении участники Государственной программы и члены их семей получают государственную гарантию и социальную поддержку, в частности, оплачивается стоимость переезда на постоянное место жительства, компенсируются расходы на уплату государственной пошлины, выплачивается единовременное пособие на обустройство, в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе. С 2013 года Государственная программа стала бессрочной, а сумма единовременно пособия удвоилась. В новой редакции Государственной программы соотечественники могут выбирать территорию вселения, не ориентируясь на вакансии работодателей. На сегодняшний момент в программе участвуют 48 субъектов Российской Федерации. 


Download pdf

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», 17 ноября 2008 года

Концепция долгосрочного социально=экономического развития была создана в Правительстве Российской Федерации под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации в 2006—2008 годах в соответствии с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина. Концепция должна была прийти на смену «Стратегии 2010» и предполагала: «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

В 2011 году по заказу Правительства Российской Федерации международным экспертным сообществом под руководством известных российских экономистов: ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Ивановича Кузьминова и ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Александровича Мау был подготовлен обновленный вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (или Стратегии 2020). Необходимость разработки нового варианта была обусловлена обстоятельствами глобального финансового кризиса 2008-2010 годов, что сделало невозможным достижение ряда экономических ориентиров первоначального варианта, а также необходимостью более детальной проработки основных рисков и вызовов, стоящих перед обществом и экономикой. Итоговый доклад «Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» опубликован в 2012 году (см., подробности: http://2020strategy.ru/). 


Download pdf

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», 12 мая 2009 года

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по ее обеспечению.

Согласно Стратегии, основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи главных социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. В свою очередь, концептуальные положения базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Download pdf

«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», 8 декабря 2011 года

Принятие стратегии обусловлено постепенным переходом к экономике нового типа, в которой знания, или результаты интеллектуальной деятельности человека, в форме внедренных (реализованных) новшеств, становятся главным источником экономического роста и процветания. В свою очередь, возрастание благосостояния открывает новые возможности социального развития в результате возрастания инвестиций в человеческий капитал.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает достижение ряда конкретных показателей социально-экономического развития страны. В частности, возрастание в 4-6 раз доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации; возрастание доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5-10%, особенно в секторах атомной энергетики, авиатехники, космической техники и услуг, специального судостроения; примерно восьмикратное возрастание доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме; примерно пятикратное возрастание доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.   

Основным источником достижения таких результатов должна стать национальная система производства научного знания, прежде всего, за счет возрастания затрат на исследования и разработки до уровня 2,5-3% ВВП, повышения эффективности научной деятельности и углубления взаимодействия между наукой и обществом.


Download pdf

«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», 19 декабря 2012 года

В документе подчеркнута неизменность и актуальность основных вопросов национальной политики Российской Федерации, сформулированных в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 года. Новыми приоритетными направлениями указаны:

  • совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики,
  • создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Особое внимание уделено необходимости совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания, укрепления взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества.

Прекращено действие «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 года.


Download pdf