Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Динамические карты Вернуться в раздел

Результаты всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование о принятии новой Конституции Российской Федерации.

Порядок проведения всенародного голосования был определен Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года.

Согласно положению, всенародное голосование являлось всеобщим и равным и осуществлялось путем тайного волеизъявления граждан. Во всенародном голосовании имели право участвовать все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, за исключением тех, кто был признан судом недееспособными, либо содержались в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

На всенародное голосование был вынесен проект Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием.

В бюллетень для голосования была включена следующая формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? «Да» или «Нет».

Согласно официальным данным, объявленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 20 декабря 1993 года, во всенародном голосовании приняли участие 58 187 755 чел., или 54,81 % от общего числа зарегистрированных избирателей.

«За» принятие Конституции Российской Федерации проголосовали 32 937 630 избирателей, или 58,43 % от числа граждан, принявших участие в голосовании.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (2013 год)

Действующая российская Конституция не содержит положений, прямо предусматривающих создание собственных судебных систем, а, следовательно, и конституционных (уставных) судов, в субъектах Российской Федерации. Однако такое право субъектов вытекает из логики статьи 71 (пункт «о»), статей 73 и 128 (части 2 и 3) Основного закона страны, а также самих принципов новой модели федерализма в России. Такое положение дел вызывало многочисленные дискуссии экспертов относительно возможности и целесообразности создания органов конституционного правосудия на региональном уровне.

Принятие в декабре 1996 года Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» завершило дискуссии о возможности создания в регионах конституционных (уставных) судов, сделав этот институт правовой реальностью.

В соответствии с этим законом (часть 4 статьи 4 и статья 27) «Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации».

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. v

Возможность создания конституционного (уставного) суда должна быть установлена в конституции (уставе) соответствующего субъекта Российской Федерации.

По состоянию на декабрь 2013 года возможность создания конституционных (уставных) судов предусмотрена конституциями (уставами) 50 субъектов Российской Федерации.

На практике конституционные (уставные) суды образованы в 18 субъектах Российской Федерации.

Источники: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1; СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7572; Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации – http://www.ksrf.ru