Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Seen through the media Вернуться к списку »

21 april 1994 16:59  новости интерфакса 

"РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНО БАЗИРОВАТЬСЯ НА РАВЕНСТВЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ" - НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНАТОР

34-летний губернатор Нижегородской области (до недавнего времени исполнявший обязанности еще и представителя президента РФ в области)

БОРИС НЕМЦОВ является одним из представителей молодой генерации российских политиков, которых аналитики рассматривают как претендентов на самые высокие посты в будущей России. Несколько месяцев назад он на страницах "Интерфакс-Эксклюзив" рассказывал об особенностях неижегородского варианта перехода к рыночной экономике. Сегодня Б.Немцов вновь отвечает на вопросы корреспондента "Интерфакса".

" ИФ ": Как Вы оцениваете нынешнюю экономическую политику правительства России?

Б . НЕМЦОВ : В последних выступлениях президент и премьер-министр РФ, как мне кажется, изложили правильные с точки зрения нынешнего положения России тезисы, обозначив основные ориентиры: намерение вести политику сдерживания бюджетных расходов в сочетании с социальной защитой наименее обеспеченных граждан, стремление к структурной перестройке экономики и финансовой стабилизации, разумный протекционизм.

Но тезисы - это еще не программа действий, ибо она предполагает конкретные решения - указы президента, постановления Совета министров, министерств и ведомств, а их пока мало. У меня складывается впечатление, что у правительства нет детальной программы, а есть лишь декларации о намерениях, пусть и благих. Например, как можно совместить идею создания в России конкурентного рынка с повышением пошлин на ввозимые товары? Или как расценивать аграрную политику правительства, если оно, одобряя нижегородскую модель приватизации земли, одновременно принимает решение о создании суперхолдинга в Тульской области?

Думаю, что, несмотря на привлекательность провозглашенных идей, говорить о четкой экономической политике правительства пока преждевременно - она еще только формируется.

" ИФ ": Наметился ли, на Ваш взгляд, поворот, если не в политике, то хотя бы в намерениях нынешнего Кабинета?

Б . НЕМЦОВ : Пока я вижу твердую решимость премьера Виктора Черномырдина продолжать реформы, в частности, в аграрном секторе. Радует и то, что он четко осознал опасность гиперинфляции и, вопреки заявлениям бывших членов правительства, не раздает направо и налево деньги.

" ИФ ": Что же, по Вашему мнению, сдерживает нынешний Кабинет от более решительных действий?

Б . НЕМЦОВ : Создается впечатление, что в команде премьера нет специалистов, способных прогнозировать последствия принимаемых решений.

Если политическая решительность Виктора Черномырдина будет подкреплена конкретными и верными действиями, грамотными специалистами, то у этого правительства есть перспектива.

" ИФ ": Насколько нижегородские реформы вписываются в общую картину российских преобразований? Есть ли у Вас какие-либо разногласия с Москвой?

Б . НЕМЦОВ : Нет, такой проблемы не существует. Реформированию экономики в Нижегородской области нет никаких препятствий - правительство РФ с одобрением относится к нашим начинаниям. Правда, крупные предприятия находятся в федеральной собственности, соблюдая "правила игры" Центра, поэтому наше вмешательство в их деятельность минимально. Было бы неплохо, если нам позволили бы заняться реформированием таких серьезных отраслей, как нефтепереработка, обеспечение нефтепродуктами, машиностроение... Но я понимаю, что это является прерогативой федеральной власти.

" ИФ ": Не требуется ли Нижегородской области для более успешного развития реформ какой-то особый статус, дающий дополнительные полномочия?

Б . НЕМЦОВ : Нет, не требуется, нам вполне достаточно тех прав, которыми мы сегодня обладаем.

" ИФ ": Как Вы расцениваете Договор между Россией и Татарией о разграничении и взаимном делегировании полномочий?

Б . НЕМЦОВ : Я внимательно его прочитал и не увидел каких-либо исключительных полномочий для Татарии, выходящих за рамки российской Конституции. Но политическая жизнь устроена очень сложно и многое зависит от названия документа. В данном случае меня оно абсолютно не устраивает. Татария является субъектом Российской Федерации, значит и договор вполне можно было бы назвать как-то иначе, например: "Договор о разграничении полномочий между субъектом РФ Республикой Татарстан и правительством России". Но дело в том, что для Казани, по всей видимости, проблема названия была ключевой. И это - один из неприятных компромиссов.

" ИФ ": Какие положения этого Договора Вы оцениваете позитивно?

Б . НЕМЦОВ : Думаю, что сам текст будет очень полезен для того, чтобы наполнить конкретным содержанием статьи 72 и 73 Конституции РФ, где идет речь о совместной компетенции Центра и регионов. На мой взгляд, Договор с Татарией может стать примером соглашения о разграничении полномочий между федеральной и местной властями. Кстати, эти документы уже разрабатываются по поручению правительства.

" ИФ ": Готова ли Нижегородская область подписать подобный документ?

Б . НЕМЦОВ : Если подобный вопрос встанет, наша область готова сделать это одной из первых - не буду возражать. Но все же думаю, что объективный процесс разграничения полномочий должен базироваться на принципе равенства всех субъектов Федерации. Неравенство может превратить Россию в какую-то бесформенную структуру.

" ИФ ": То есть Вы считаете, что договоры должны заключаться со всеми регионами одновременно?

Б . НЕМЦОВ : Да. И я здесь поддерживаю премьера Виктора Черномырдина . Но сначала необходимо сформулировать общее положение о разграничении полномочий, закрепляющее за сторонами уровни компетенции.

Частные же вопросы можно отразить в отдельных приложениях. В этом контексте Договор с Татарией, с одной стороны, играет вроде бы позитивную роль как образец, но, с другой - подает нежелательный пример: кто быстрее сориентируется, тот и получит больше прав.

" ИФ ": Множатся тревожные прогнозы по поводу последствий политической амнистии, проведенной Государственной Думой. Насколько они, на Ваш взгляд, оправданы?

Б . НЕМЦОВ : Думаю, что шум, поднятый вокруг амнистии, не соответствует возможным последствиям этого шага. Жаль, конечно, что с поста Генерального прокурора был вынужден уйти честный человек ( Алексей Казанник - "ИФ"). Но сам факт амнистии не стоит драматизировать - никаких серьезных последствий он иметь не будет. Для России сейчас все определяется не тем, сколько подследственных и заключенных оказались на свободе, а тем, какие перемены, прежде всего в экономике, страну ожидают. Убежден, что такие явления, как деиндустриализация, шквал преступности, дезинтеграция производства гораздо опаснее для стабильности страны, чем участие в митингах и демонстрациях тех или иных бывших заключенных.

" ИФ ": Но ведь они не собираются уходить из политики...

Б . НЕМЦОВ : По всей видимости, граждане РФ, которые вышли на свободу в результате амнистии, уже миновали пик своей политической карьеры, хотя многие верят, что у них все еще впереди. Возьмем, к примеру, одного из претендентов на президентское кресло - Александра Руцкого . Мне кажется, что он не найдет ту, с которой мог бы выиграть выборы, потому что его политическая ниша уже занята - отчасти Демократической партией России Николая Травкина , отчасти ЛДПР Владимира Жириновского , отчасти компартией РФ Геннадия Зюгановым . Никто из них от лидерства отказываться не намерен - не позволят политические амбиции.

Что касается остальных амнистированных - они и раньше не оказывали особо заметного влияния на политику России.

" ИФ ": Известно Ваше активное участие в защите Белого дома во время августовского путча 1991 года. Как же Вы расцениваете амнистирование членов ГКЧП?

Б . НЕМЦОВ : Прагматично. По всей видимости, эти люди виноваты - сам видел как они вводили танки в Москву. Но как политик, прогнозирующий последствия тех или иных действий руководства страны, считаю, что освобождение В.Крючкова , В.Павлова и других путчистов никак не повлияет на ситуацию в России. Эти люди лишь пополнят ряды непримиримой оппозиции, не став, однако, ее лидерами.

Хотел бы подчеркнуть и еще один аспект проблемы: амнистия позволила уйти от ответственности организаторам трагических событий октября 1993 г. "и с той, и с другой стороны". Не думаю, что Государственная Дума поступила мудро, отказавшись от расследования обстоятельств, приведших к гибели людей. Это не в традициях парламентаризма. Создается впечатление, что амнистия выгодна не только оппозиции...

" ИФ ": Как Вы относитесь к идее подписания меморандума о гражданском согласии в России?

Б . НЕМЦОВ : Мое мнение, полагаю, не совпадает с официальной точкой зрения на этот счет - мне кажется, что это "мартышкин труд". В России уже принимались подобные меморандумы и соглашения еще во времена Р.Хасбулатова (председатель последнего Верховного Совета РФ").

Политическая судьба этих документов печально известна и их историческая ценность ничтожна, потому что они не имеют юридического статуса, делающего их обязательными для исполнения.

С другой стороны, эту акцию можно и поддержать, как некую инициативу, которая хотя бы в чисто моральном плане обязала договаривающиеся стороны воздержаться от разрушительных действий. Но уповать на то, что после подписания меморандума в стране установится гражданский мир и воцарится полное благоденствие, думаю, очень наивно.