Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Studies Вернуться к списку »

Яник А.А. Проблемы исследования отечественной истории конца ХХ – начала XXI вв. и возможности современных цифровых технологий

Предметом анализа являются перспективы использования современных цифровых технологий для преодоления теоретико-методологических и практических проблем, осложняющих исследования отечественной истории конца ХХ – начала XXI вв.

Курс «Роль Основного закона в “эпоху перемен” и Конституция 1993 года»

Конституция (лат. constitution – установление) это особый юридический документ, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем государства, права и свободы человека и гражданина. Конституция также отличается особым порядком принятия и изменения, действует непосредственно и на всей территории государства и является основой для развития текущего законодательства.

Курс «История федеративного строительства в России в конце ХХ века»

Идея федерализма и федеративное государство, как ее практическое воплощение, являются сегодня одним из наиболее распространенных и эффективных «рецептов» поиска правильного баланса между сильной центральной властью и самостоятельностью регионов, между единством и многообразием, особенно для стран, на территории которых исторически проживают разные нации и народности.

Боровский А.А. Перспективы применения технологий машинного обучения к обработке больших массивов исторических данных

В статье представлены результаты исследования аналитических возможностей современных методов машинного обучения и перспективы их практического использования для обработки и анализа больших массивов исторических данных применительно к проблемам развития информационно-аналитической платформы «История современной России». Рассмотрены различные стратегии применения машинного обучения с учетом особенностей природы данных, которыми оперирует историческая наука. Особое внимание уделено проблеме интерпретируемости различных типов результатов, получаемых в процессе использования алгоритмов машинного обучения, а также возможности распознавания трендов и аномалий.

Бучацкий И.В. Вопросы использования современных цифровых технологий для хранения и обработки «больших исторических данных»

Развитие «цифровых гуманитарных наук» (Digital Humanities) привело к пониманию ограниченности традиционных информационных технологий (в частности, на основе механизмов реляционных СУБД) для хранения и обработки исторических данных. Множественность и разнообразие исторических источников, взрывообразный рост объемов цифровых данных, в том числе в кластере социально-гуманитарных наук, выдвинули на передний план проблему повышения эффективности обработки научной информации в распределенной цифровой среде. Эти вопросы были исследованы применительно к задачам, возникшим в процессе реализации проекта по созданию в сети Интернет междисциплинарной информационно-аналитической платформы «История современной России».

Буянов С.С. Перспективы использования 3D-технологий для развития информационно-аналитической платформы «История современной России»

Активное применение 3D-технологий в историко-культурологических исследованиях началось более четверти века назад. Однако, несмотря на постоянное увеличение числа масштабных 3D-проектов в России и за рубежом, вопрос об эффективности использования методов трехмерной визуализации и «виртуальной реальности» с точки зрения достижения поставленных научных и образовательных целей является предметом для дальнейших размышлений и обсуждений. Поскольку одной из главных задач дальнейшего развития созданной при поддержке РГНФ (проект № 13-31-11003) информационно-аналитической платформы «История современной России» является повышение популярности этого ресурса, в работе исследованы различные 3D-технологии и проекты с точки зрения оценки перспектив реализации подобных подходов для привлечения интереса аудитории к вопросам отечественной истории конца XX- начала XXI вв.

Курс «История экономических трансформаций в СССР и Российской Федерации (1985-1999)»

В международной практике распад СССР и рыночные реформы в России стали первым в мировой истории опытом посткоммунистической трансформации мировой сверхдержавы, которая на протяжении более семидесяти лет исповедовала ценности коммунизма. С этой точки Россия стала своеобразным главным научным полигоном, где прошли «проверку» на состоятельность различные экономические и социальные концепции, лежащие в основе западного типа культуры, причем эта «проверка» исключительно благодаря России, не закончилась глобальной катастрофой. Речь, в частности, идет не только о том, что процесс распада СССР носил быстрый и относительно мирный характер, но, прежде всего, о сохранении российским политическим руководством постоянного контроля над огромным ядерным потенциалом бывшего Советского Союза.

Роль и функции конституции в современном мире

Конституция (от лат. constitutio – установление) – особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

«Правительство Ельцина-Гайдара» (6 ноября 1991 – 15 декабря 1992)

Значение, роль и смысл деятельности «Правительства Ельцина-Гайдара» непосредственно связаны с событиями последних дней существования Советского Союза и началом становления независимого российского государства. После попытки государственного переворота в СССР в августе 1991 года и быстро развивавшейся ситуации коллапса союзной экономики Президент РСФСР Б.Н. Ельцин получает в ноябре 1991 года от пятого Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия в области экономической политики и, в частности, право совмещать должности президента и главы правительства. Сформированное им правительство, которое тогда чаще называли «правительство реформ», начинает реализацию комплекса радикальных экономических реформ, связанных с быстрым переходом к рыночной экономике. Этот комплекс мер был разработан Е.Т. Гайдаром, который с июня 1992 года становится исполняющим обязанности председателя российского правительства. Поэтому в современной историографии, чтобы подчеркнуть роль Б.Н. Ельцина как политического лидера перемен, и роль Е.Т. Гайдара как идеолога экономических преобразований «правительство реформ» принято также называть «Правительством Ельцина-Гайдара».

Первое «Правительство Черномырдина» (14 декабря 1992 – 9 августа 1996)

В истории современной России В.С. Черномырдину принадлежит своеобразный рекорд нахождения в главе российской исполнительной власти: 1925 дней, или более 64 месяцев. Опытный руководитель, сформировавшийся в недрах еще советской хозяйственной системы, министр СССР, он оказался востребован в период конституционного кризиса власти в России 1992-1993 годов и сыграл важную роль в завершении радикального этапа экономических реформ, начатого «Правительством Ельцина-Гайдара». К середине 1990-х годов В.С. Черномырдин становится популярным политическим деятелем, верным соратником первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, при этом его способность к достижению компромисса выступает ключевым элементом политической тактики российского правительства.

Второе «Правительство Черномырдина» (10 августа 1996 – 21 марта 1998)

Второе «Правительство Черномырдина» появилось после президентских выборов, которые состоялись в Российской Федерации летом 1996 года. По итогам выборов, которые проходили в два тура, Президентом Российской Федерации снова стал Б.Н. Ельцин. Официальная инаугурация вновь избранного Президента Российской Федерации прошла 9 августа 1996 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в этот день Правительство России сложило свои полномочия перед избранным Президентом. На следующий день указом Президента Российской Федерации главой российского правительства был снова назначен В.С. Черномырдин.

«Правительство Кириенко» (24 апреля 1998 – 23 августа 1998)

Правительство под руководством С.В. Кириенко, стало первым в истории современной России «служебным правительством», или правительством технократов, которое должно было решить ряд сугубо экономических задач и не ввязываться в политические конфликты между ветвями власти, характерные для того периода общественного развития.

«Несостоявшееся правительство Черномырдина» (23 августа 1998 – 11 сентября 1998)

Короткая история несостоявшегося «третьего пришествия» В.С. Черномырдина на пост главы Правительства Российской Федерации полна драматических событий, которые были связаны не только лично с ним, но с кризисными процессами в российской экономике.

«Правительство Примакова» (11 сентября 1998 – 12 мая 1999)

Формирование «Правительство Примакова» стало возможным в результате компромисса между Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Его создание также сыграло роль символа завершения политического противостояния и прологом согласованной работы всех ветвей власти по преодолению последствий финансового кризиса, или «августовского дефолта» 1998 года.

«Правительство Степашина» (19 мая 1999 – 9 августа 1999)

В истории современной России 1999 год занимает свое, особенное место. Этот был год, когда в России сменилось сразу три правительства. Особенности развития внутриполитической ситуации и состояние дел на мировой арене несколько раз радикально меняли характер задач, которые стояли перед российскими правительствами. В определенном смысле вопросы собственно экономического развития в это время оказались подчинены вопросам политической целесообразности. Таким образом, именно факторы политической жизни Российской Федерации того времени сыграли важную роль в отставке «Правительства Примакова», способствовали формированию «Правительства Степашина» и привели, в итоге, к созданию первого «Правительства Путина».

Первое «Правительство Путина» (16 августа 1999 – 31 декабря 1999)

«Правительство Путина» стало третьим российским правительством, которое было сформировано на протяжении 1999 года. Этот был год приближающихся парламентских и будущих президентских выборов и, одновременно, время завершения затяжного экономического кризиса, корни которого коренились в проблемах экономики СССР конца 1980-х годов. Так называемый «августовский дефолт» 1998 года, несмотря на все сопровождавшие его потрясения и сложности, в итоге позволил стабилизировать денежное обращение и в целом бюджетную политику, активизировал внутренние стимулы развития российской экономики. Политическая система и страна в целом выстояли под ударами финансового кризиса, который носил международный характер. Стало ясно, что новая российская экономика, несмотря на достаточно противоречивый характер экономических реформ 1990-х годов, обладает высоким адаптационным потенциалом и вполне жизнеспособна. В свою очередь, стабилизация экономики создавала объективную основу для политической стабилизации. Таким образом, на передний план выходила задача завершения революционных трансформаций 1990-х годов и обеспечения политической преемственности ее результатов.

Дронкина В.С. «Прецедентная действительность»

В статье аспирантки Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина демонстрируется, что концепт «прецедентного феномена», широко известный в современной лингвистике, может быть использован для анализа исторической памяти об отечественной истории современного периода. Автор доказывает, что многие личности, события, тексты конца ХХ – начала XXI вв., обрели характеристики прецедентных феноменов и стали неотъемлемой частью «культурного фонового знания» и наших коллективных представлений о недавнем прошлом. Автор делает вывод, что одним из самых ярких примеров прецедентного текста этого периода является Конституция Российской Федерации, поскольку этот феномен вызывает в сознании носителей языка уникальную систему ассоциаций, является общеизвестным, обладает познавательной ценностью, часто упоминается в различных эмоционально значимых дискурсах.

Яник А.А. «Рейтинговая революция» на глобальном рынке образовательных услуг: возможности для России

«Рейтинговая революция», произошедшая в начале XXI века на глобальном рынке образовательных услуг, несет не только проблемы, но и реальные возможности для России. Внимание государства и научной общественности к разработке и развитию эффективной системы сравнительных оценок учреждений высшего образования, совершенствование показателей качества национальной системы образования объективно расширяет возможности по созданию благоприятных условий для развития «экономики знания» в нашей стране, позволяют действовать проактивно, работать на опережение.

Шахрай С.М., Попова С.М. «Звезды и тернии» федеративного выбора России: от социалистической федерации к кооперативному федерализму (1985-1993)

Эта публикация - первая статья из цикла, посвященного сложному и динамичному процессу становления федеративной государственности в России в конце ХХ века. Глубокий кризис федерации советского типа, приведший к распаду СССР и резкому росту межнациональных противоречий и региональных конфликтов, сделал для России переход к подлинному федерализму жизненно необходимым. Авторы исследуют истоки федеративного выбора России, причины, вызвавшие необходимость реформ государственного устройства, оценивают влияние исторического контекста на особенности конституционной модели российского федерализма.