Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Исследование Вернуться к списку »

Первое «Правительство Черномырдина» (14 декабря 1992 – 9 августа 1996)

В истории современной России Виктору Степановичу Черномырдину принадлежит своеобразный рекорд нахождения в главе российской исполнительной власти: 1925 дней, или более 64 месяцев. Опытный руководитель, сформировавшийся в недрах еще советской хозяйственной системы, министр СССР, он оказался востребован в период конституционного кризиса власти в России 1992-1993 годов и сыграл важную роль в завершении радикального этапа экономических реформ, начатого «Правительством Ельцина-Гайдара». К середине 1990-х годов В.С. Черномырдин становится популярным политическим деятелем, верным соратником первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, при этом его способность к достижению компромисса выступает ключевым элементом политической тактики российского правительства.

Первому «Правительству Черномырдина», при всех отступлениях и ошибках, принадлежит исключительная роль в решении проблемы стабилизации финансовой системы Российской Федерации после скачков гиперинфляции 1992 года и развитию основных институтов современной рыночной экономики в нашей стране. Упоминание об отступлениях и ошибках не случайно. И первому, и второму «Правительствам Черномырдина», как и «Правительству Ельцина-Гайдара», пришлось действовать в сложных политических условиях длительного отсутствия согласия между законодательными и исполнительными органами власти по поводу понимания общих проблем и выбора стратегии развития страны.

Как известно, конституционный кризис 1992-1993 годов в нашей стране завершился принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Этот документ не был результатом всеобщего согласия, но содержал в себе все необходимые элементы для того, чтобы стать «планом будущего» для России и одновременно – инструментом для его достижения. Однако и после принятия нового Основного Закона, который впервые обеспечил конституционные гарантии независимой и согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти, их работа была чрезвычайно осложнена. Президенту Российской Федерации приходилось постоянно выступать арбитром во взаимоотношениях между парламентом и правительством по поводу распределения полномочий, а также брать на себя ответственность за принятие непопулярных социально-экономических решений и заполнение «пробелов» правового регулирования в ситуации промедления или прямого противодействия законодательной власти.  Это было время фактически президентского правления и так называемого, «указного права» - необходимого инструмента для продолжения реформ и постоянного повода для критики со стороны оппонентов. Фактически, на протяжении полномочий первой (1994–1995) и второй (1995–1999) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в которых относительное большинство, соответственно, принадлежало националистам и коммунистам, принятие экономического законодательства постоянно обусловливалась со стороны депутатов необходимостью изменения политической конфигурации власти.

В декабре 1992 года политический конфликт за право определять цели и стратегию развития страны между всенародно избранным Президентом Российской Федерации и Съездом народных депутатов, сформированным еще во времена СССР, был в самом разгаре. Седьмой Съезд народных депутатов признает работу российского правительства неудовлетворительной, а также отказывается продлить чрезвычайные полномочия Б.Н. Ельцина в области экономической реформы и утвердить Е.Т. Гайдара на должность председателя правительства. В попытке сохранить Е.Т. Гайдара во главе правительства, Б.Н. Ельцин предлагает депутатским фракциям определить возможный список претендентов, из которых он намеривается предложить кандидатуру нового главы кабинета. Но оппозиция не намерена отступать. 9 октября 1992 года Съезд народных депутатов вносит изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации – России образца 1978 года. Ключевой идеей изменений становится масштабная попытка поставить Президента и правительство под полный контроль законодательной власти вопреки принципу разделения властей. На следующий день Президент Российской Федерации выступает на Съезде с «Обращением к гражданам России и ко всем избирателям», в котором обвиняет Съезд и Верховный Совет Российской Федерации в торможении экономических реформ и конституционного переустройства страны. Поскольку основным предметом политического конфликта является уже не стратегия реформ, а конституционная модель будущего устройства страны и государственной власти, Б.Н. Ельцин готов идти на компромиссы в экономических вопросах ради получения политического преимущества. Под напором Президента России Б.Н. Ельцина Съезд народных депутатов идет на уступки и 12 декабря 1992 года принимает постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Но ценой этого компромисса становится существование «Правительства Ельцина-Гайдара».

Всего из 18 кандидатур, предложенных депутатскими фракциями, Б.Н. Ельцин отобрал для предварительного рейтингового голосования пять. По результатам этого голосования первая тройка списка претендентов выглядела следующим образом: секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Ю.В. Скоков – 637 голосов, заместитель председателя российского правительства В.С. Черномырдин – 621, исполняющий обязанности главы российского правительства Е.Т. Гайдар – 400. В итоге, 14 декабря 1992 года Президент Российской Федерации вносит кандидатуру В.С. Черномырдина на пост главы российского правительства. В своем постановлении Съезд народных депутатов Российской Федерации поддерживает его кандидатуру и в этот же день указом Президента Российской Федерации он назначается Председателем Совета Министров – Правительства Российской Федерации.

В политическом плане В.С. Черномырдин выступал против идеи коалиционного правительства, считая, что народное хозяйство нуждается в профессиональном и ответственном управлении. В этом его поддерживал Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, который с самого начала подчеркивал, что «Правительство Черномырдина» должно стоять вне политики и заниматься исключительно вопросами экономической стабилизации. Однако, как отмечали эксперты того времени, «под флагом "деполитизации" Кабинета, под ставшими общеупотребительными и звучащими от обоих соперничающих центров власти лозунгами "дайте правительству заниматься экономикой", "дайте правительству спокойно работать" развернулась схватка за определение курса Правительства: какая линия социально-экономической политики в нем возобладает - а значит, на интересы каких групп политической и экономической элиты будет работать Кабинет Министров». В результате в новом «Правительстве Черномырдина» были представлены практически все ключевые группы интересов того времени – от так называемых «либеральных экономистов», к которым можно  отнести Б.Г. Федорова, А.Б. Чубайса и А.Н. Шохина,  до «производственников» – В.Ф. Шумейко, О.Н. Сосковца и Г.С. Хижи, «аппаратчиков» – О.И. Лобова, «юристов» – С.М. Шахрая и Н.В. Федорова и «силовиков», тяготевших к ближнему кругу Президента Российской Федерации  –  В.П. Баранникова, В.Ф. Ерина и П.С. Грачева. В условиях нараставшего противостояния ветвей власти сильными личными качествами В.С. Черномырдина выступали его осторожность, высокая управленческая культура и аппаратное мастерство. Он проявлял гибкость во взаимоотношениях со Съездом и Верховным Советом России, но при этом, по большому счету, всегда оставался на позициях Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина.

У Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина, в отличие от Е.Т. Гайдара, собственной развернутой экономической программы действий на момент назначения не было. Он, традиционно для крупного советского хозяйственного руководителя, выступал против спада промышленного производства и всячески стимулировал меры по развитию близкого ему топливно-энергетического комплекса. Немного позднее, вынужденный балансировать после очевидных успехов финансового блока правительства под руководством Б.Г. Федорова по торможению инфляции и стабилизации валютного курса рубля В.С. Черномырдин, фактически, становится сторонником жесткой финансовой политики. Документ под названием «План действий Совета Министров – Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году», в котором были перечислены цели Правительства в 1993 году, а также мероприятия, необходимые для их достижения был принят только в конце февраля 1993 года. В частности, в качестве своих важнейших целей на 1993 год новое российское правительство установило следующие: «достижение макроэкономической стабилизации в результате существенного снижения инфляции, замедление темпов падения производства, сохранение уровня жизни большинства населения, улучшение внешнеэкономического положения страны и подготовка на этой основе условий для стабильного долгосрочного экономического роста». Комиссия по подготовке проекта программы неотложных мер по выходу Российской Федерации из экономического кризиса на период до 1995 года под председательством первого заместителя Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации – Министра экономики Российской Федерации О.И. Лобова была образована только в июле 1993 года. В состав комиссии, в частности, входили: С.В. Алексашенко, С.А. Васильев, С.М. Игнатьев, А.Г. Шаповальянц и Е.Г. Ясин. Сама программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» была готова уже в августе 1993 года (подробности смотри ниже), но ее реализация была отложена в результате начавшегося открытого противостояния ветвей власти в сентябре–октябре 1993 года.

Вопреки общим ожиданиям, что приход «Правительства Черномырдина» приведет к полному прекращению реальных экономических реформ, на деле получилось прямо наоборот. В течение весны–лета 1993 года, вплоть до того момента, когда противостояние ветвей власти достигло своей критической точки в сентябре-октябре, были не только исправлены ошибки, допущенные в 1992 году, но и реализован новый комплекс конкретных мер по реформе экономики, закрепивший первые шаги по движению России к рыночной экономике.

Больших успехов удается добиться в области развития внешнеэкономических связей. В частности, в рамках Ванкуверской декларации об экономических аспектах внешней политики России и США учреждается комиссия «Гор–Черномырдин», которую возглавляют Вице-президент Соединенных Штатов Америки Эл Гор (Albert Arnold «Al» Gore Jr.) и Председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин. Принимается Таможенный кодекс Российской Федерации.

Зимой 1992–1993 года в Российской Федерации создается рынок государственных ценных бумаг. Для урегулирования   внутреннего валютного долга бывшего СССР в соответствии с указом Президента России принимается решение о выпуске валютных облигаций. В свою очередь, Совет Министров –Правительство Российской Федерации своим постановлением создает рынок государственного внутреннего долга и выпускает государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), номинированные в рублях. В соответствии с приказом Банка России, первый займ ГКО на сумму 650 млрд рублей был успешно размещен 6 мая 1992 года. А уже с 14 мая 1993 года в соответствии с постановлением российского правительства было начато распределение среди юридических лиц – владельцев счетов в бывшем Внешэкономбанке СССР облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7885 млн долларов США различных серий со сроками погашения от 1 до 15 лет.

Также в 1993 году «Правительство Черномырдина», в основном, по настоянию Б.Г. Федорова, совершенствует бюджетное планирование, в том числе и путем учета различных внебюджетных фондов, созданных государственными органами исполнительной власти. Вводятся поквартальные ориентиры ограничения общего бюджетного дефицита и лимиты на получение правительством банковских кредитов. Был также осуществлен переход к рыночным механизмам проведения денежно-кредитной политики, что подразумевало отказ от распределения целевых кредитов на отраслевой или региональной основе и расширение кредитования частных банков на рыночных условиях. Прекратилась практика кредитования взаимного зачета неплатежей предприятий. В отличие от 1992 года, когда закон о республиканском бюджете Российской Федерации принимался ежеквартально, Закон Российской Федерации «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год» был принят уже 14 мая 1993 года. В области внешнеторговой политики, в соответствии с постановлением правительства, был внедрен новый комплекс мер по либерализации внешней торговли, что предполагало, в частности, постепенную ликвидацию экспортных квот, ограничение объемов централизованного экспорта и отказ от практики множественных валютных курсов, доставшихся в наследство от СССР.

В соответствии с постановлением правительства, были резко снижены объемы, а затем и полностью ликвидирована провоцирующая коррупцию система дотаций из федерального бюджета на централизованный импорт товаров. Правительство совместно с Центральным банком Российской федерации приняли Заявление об изменении процентной политики, в результате которой началось последовательное повышение ставок по кредитам Банка России и Сберегательного банка Российской Федерации до положительного (превышающего значение инфляции) уровня. Однако ставка рефинансирования реально стала положительной лишь в IV квартале 1993 года, т.е. уже после роспуска Верховного Совета Российской Федерации 21 сентября 1993 года и фактической отмены действовавшей Конституции РСФСР 1978 года. В плане развития правовой базы рыночных отношений было принято решение о разработке законопроектов об акционерных обществах и ценных бумагах, а также Гражданского кодекса и усиление мер правовой защиты контрактов. Наконец, была реорганизована система регулирования валютного рынка, связанная с отменой обязательной продажи части валютной выручки Банку России, что на деле означало продолжение денежной эмиссии в увязке с объемами экспорта. Внедрение системы продажи всей валютной выручки на валютном рынке не только способствовало совершенствованию рыночного механизма формирования валютного курса, но и создало благоприятные условия для широкомасштабной финансовой стабилизации. Реализованный комплекс мер также позволил заключить соглашение с Международным валютным фондом, в рамках которого Российская Федерация впервые получила резервный кредит в размере 1,5 млрд долларов США.

В итоге всех этих усилий первого «Правительства Черномырдина» и произошла частичная экономическая стабилизация. Несмотря на падение промышленного производства и сохраняющийся высокий уровень инфляции, был полностью восстановлен разрушенный еще во времена СССР потребительский рынок. Российская Федерация окончательно обрела свои государственные границы, собственную валюту, банковскую и налоговую системы, удалось приостановить рост темпов инфляции и добиться стабилизации курса рубля по отношению к доллару США. В стране была начата массовая бесплатная приватизация. Например, не менее 29% акций всех акционерных обществ, создаваемых в порядке приватизации государственных предприятий, подлежали продаже исключительно на специализированных чековых аукционах, т.е. в интересах всех граждан. В целях исключения дискриминации граждан при участии в приватизации и для сохранения гарантий льгот членов трудовых коллективов величины уставного капитала акционерных обществ определялись без учета переоценки основных фондов предприятий в результате роста цен. Предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, грузового автомобильного транспорта, включенные в Государственную программу приватизации, должны были быть приватизированы до 1 августа 1993 года.

Однако, как и в 1992 году во время деятельности «Правительства Ельцина-Гайдара», очередная попытка финансовой стабилизации срывается под влиянием сугубо политических причин. В условиях исчезновения ключевого раздражающего фактора, «Правительства Ельцина-Гайдара», главной целью руководства Верховного Совета становится борьба за политическую власть с Президентом Российской Федерации. Для организации поддержки своих планов Председатель Верховного Совета России Р.И. Хасбулатов и его сторонники на Съезде и в Верховном Совете Российской Федерации активно использует и чисто экономические методы, хорошо отработанные ими еще в 1992 году. Например, в 1992–1993 годах Верховный Совет Российской Федерации имел возможность напрямую вмешиваться в денежно-кредитную политику Банка России, поскольку именно он принимал решение о назначении его руководителя. Более того, руководство Верховного Совета Российской Федерации во главе с Р.И. Хасбулатовым даже участвовало в решении текущих вопросов денежного регулирования, таких, например, как выпуск купюр определенного достоинства, что на практике провоцировало обострение кризиса наличности. В довершение всего, Председатель Верховного Совета Российской Федерации имел собственный внебюджетный стабилизационный фонд, средства из которого направлялись на поддержку приглянувшихся ему промышленных предприятий (а фактически на поддержку «политически близких» руководителей этих предприятий). Таким образом, что называется, «по факту» происходила передача значительной доли национального дохода представителям тех групп интересов, которые являлись политическими союзниками руководства Съезда и Верховного Совета в его конфликте с Президентом и Советом Министров – Правительством Российской Федерации. По некоторым экспертным оценкам того периода, эта доля национального дохода могла достигать порядка 40% ВВП в 1992 году и до 20% ВВП в 1993 году.

Эскалация конституционного кризиса, углубление противостояния ветвей власти сделали экономические реформы на время заложником логики развития политического конфликта. Нормальная деятельность российского правительства была серьезно ограничена в условиях фактического двоевластия, когда часть необходимых решений не принималась вовсе, а часть – попросту саботировалась. Перелом ситуации наступает в сентябре 1993 года. В 20 часов по московскому времени 21 сентября 1993 года по телевидению оглашается Указ Президента России Б.Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который по его номеру стали сразу называть «Указ 1400».  Согласно этому документу прерывалось «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации». В период до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации действовали указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации назначались на 12 декабря 1993 года.

В период с 21 сентября по 4 октября 1993 года развивается острая фаза конституционного кризиса. Конфликт ветвей власти переходит в открытое противостояние с элементами гражданской войны на улицах Москвы. Тем не менее общего обострения политической ситуации в Российской Федерации не происходит. Все прогнозы надвигающегося социального взрыва, о котором постоянно твердили руководители бывшего Верховного Совета Российской Федерации, не оправдались. Это произошло во многом в результате падения интереса большей части населения к политической активности, а также изменения приоритетов, определяющих действия людей в повседневной жизни. За несколько лет Россия прошла через разрушение монополии КПСС, распад СССР и радикальные экономические реформы в варианте «шоковой терапии». На долю россиян выпало «слишком много» революций, и в этих условиях они все больше сосредоточивались на своих личных, семейных, локальных проблемах. По данным социологических опросов того времени, до 70% населения были готовы рассчитывать только на свои собственные силы и возможности, защиты и поддержки государства ждали меньше 20% опрошенных. При этом на вопрос о возможности возврата к тому, что было до 1985 года, около 74% опрощенных ответили, что возврата к прошлому быть не может, перемены уже необратимы. 12 декабря 1993 года в России проходят выборы депутатов в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также всероссийское голосование о принятии новой Конституции Российской Федерации. 25 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации вступает в силу. Начинается сложный период претворения в жизнь новой модели государственного устройства страны, нового конституционного механизма власти.

После разрешения конституционного кризиса власти первое «Правительство Черномырдина» возвращается к разработанной им еще в августе 1993 года среднесрочной программе на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики». В этом документе были изложены уточненные представления о конечной цели реформ, а также задачи, которые необходимо решить в среднесрочный период. Как указано в Программе, «в России должна быть создана социально ориентированная, эффективная экономика - конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Она должна быть способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности». В Программе был сделан прогноз скорости прохождения этапов трансформации экономики: этап кризисного развития, по мнению разработчиков, должен был завершиться в 1994 году, стабилизация произойти в конце 1994 – 1995 году, а новый экономический подъем должен был начаться в 1996 году.

Если в конце периода перестройки разработка программных документов в области экономической политики имела характер, по сути, событий национальной политической повестки дня, которые были связаны с острыми публичными дискуссиями о выборе путей и принципов дальнейшего развития страны, то, начиная с 1993 года, ситуация изменилась.  Опыт конца 1980-х – начала 1990-х годов показал, что в ситуации кризиса попытки найти общественное согласие по поводу, куда двигаться дальше, обычно приводят к противоположному эффекту - глубокому размежеванию в обществе и опасной политической дестабилизации. В результате ответственность за выбор и его последствия принял на себя Президент Российской Федерации. Ключевые принципы новой экономической модели были закреплены в Конституции Российской Федерации как конечная цель и «образ желаемого будущего». Поэтому с момента принятия Конституции 1993 года все программные документы российского правительства носят характер инструментальный и прагматичный. Фактически, они служат механизмом позиционирования «корабля российской экономики» с точки зрения успешности продвижения к заданным ориентирам: излагая оценку пройденного этапа, анализируя достигнутые успехи и неудачи, Правительство Российской Федерации определяло и корректировало свои задачи на новый период.

Накануне событий 21 сентября 1993 года Е.Т. Гайдар вновь назначается первым заместителем Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, а через несколько дней на него возлагается исполнение обязанностей Министра экономики России. В ноябре 1993 года на совместном заседании Президента и Совета Министров – Правительства Российской Федерации одобряется план действий Правительства Российской Федерации на 1993–1994 годы по реализации первого этапа программы.  Однако до конца 1993 года на практике было осуществлено только несколько принципиальных решений. В частности, в рамках либерализации внешнеторговой деятельности квотирование экспорта было ограничено перечнем стратегически важных сырьевых товаров. В этот закрытый перечень вошли: сырая нефть, природный газ, углеводородное сырье, электроэнергия, некоторые цветные металлы, пшеница твердых и мягких сортов, этиловый спирт, рыба, ракообразные и икра. Еще одним решением, которое носило, скорее, символическое значение для дела экономических реформ, стало введение свободных цен на хлеб и зерно. По воспоминаниям коллег, В.С. Черномырдин «нервничал и переживал, подписывая это важное решение. Когда же не последовало никаких бунтов и восстаний из-за роста цен на хлеб, у него отлегло от сердца». Наконец, 24 декабря 1993 года было принято решение о единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевших вклады на 1 января 1992 года. В соответствии с указом Президента Российской Федерации, размер компенсации составил трехкратную величину размера вкладов. На выплату компенсации было направлено 200 млрд рублей из прибыли Сберегательного банка Российской Федерации в 1993 году и 400 млрд рублей от реализации на внешнем рынке и коммерческим банкам драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Гохрана России).

Пожалуй, главный итог завершения конституционного кризиса осенью 1993 года заключался в том, что он не только «снял» противоречия предыдущего этапа развития страны, но и стал точкой поворота к новой жизни в новой России. Быстро оформляются новые социально-политические структуры и группы интересов, имеющие автономную экономическую базу. Это прежде всего так называемые «красные директора», «хозяйственники», представители «старой экономики» – традиционного промышленного сектора. И, конечно, «предприниматели» – банкиры, бизнесмены, эксперты, представляющие «новую экономику» – виды деятельности, отсутствовавшие в советской административной системе. За счет резкого ускорения социальной мобильности происходит серьезное обновление российской политической элиты и изменение ее качественных характеристик. По данным социологов, около 35% людей из политической команды Б.Н. Ельцина никогда прежде в номенклатуру не входили. По сравнению с периодом М.С. Горбачева, в системе государственного управления доля выходцев из деревни сокращается в 5 раз, более 2/3 работников администрации Президента, аппарата Правительства Российской Федерации имеют ученые степени, а более половины - моложе 50 лет. Интересы элиты и борьба между ее различными группами начинают играть в формировании политического контекста более важную роль, чем текущие настроения людей. Фактически сходит «на нет» внепарламентская оппозиция. К выборам в Государственную Думу Федерального Собрания России первого созыва из 35 заявивших о себе избирательных объединений смогли собрать 100 тысяч подписей избирателей в свою поддержку, и были допущены к выборам только 13 объединений, из которых лишь 8 преодолевают 5% барьер и занимают 225 мест в новом российском парламенте. Остальные 225 мест распределяются между депутатами от одномандатных округов.

10 января 1994 года Президент Российской Федерации подписывает специальный указ, на основании которого структура и функции федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с положениями новой Конституции Российской Федерации. Завершение конституционного кризиса принципиально меняет политический контекст экономических реформ. С одной стороны, внешние условия для продолжения экономических реформ становятся более благоприятными. С другой стороны, исчезновение политического противостояния властей приводит к тому, что желание «продолжить прежний курс» стремительно уменьшается. То ли у В.С. Черномырдина накопилась усталость от постоянного напряжения, то ли он счел, что слишком жесткие методы реформ ослабляют его политическую базу, а, может, у него просто окрепло желание быть единоличным руководителем и не делить свой правительственный Олимп с другими. Важно одно: постепенно формируется мнение, что в условиях обретенной политической стабильности к исполнительной власти должны прийти другие люди, и начинается подготовка к изменению персонального состава Правительства Российской Федерации. Фактором, способствующим этому процессу, становится относительное поражение представителей реформаторских сил на выборах в Государственную Думу, где большинство получают представители Либерально-демократической партии России под руководством В.В. Жириновского.

В этих условиях Правительство Российской Федерации и лично его глава В.С. Черномырдин провозглашают себя приверженцами «немонетарных методов борьбы с инфляцией», что в то время на деле означало возвращение к курсу на масштабную денежную эмиссию для «подпитки» промышленных предприятий, прежде всего топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Это была в том числе и реакция на значительное число голосов, полученных на выборах в Государственную Думу партиями националистического и левого толка. Обновленное правительство России спешно пыталось что-то сделать, и модернизировать свой экономический курс, хотя и не знало, как именно. Проблема усугублялась тем, что проинфляционная политика «Правительства Черномырдина» находила поддержку и понимание в Банке России, руководителем которого, как и во времена Верховного Совета, по-прежнему оставался В.В. Геращенко, сохранивший приверженность традиционным советским представлениям о подчиненной роли денежно-кредитной системы по отношению к материальному производству.

В этих условиях Е.Т. Гайдар, не предупредив никого из своих коллег-реформаторов, решает уйти в отставку. Поводом для отставки становятся не согласованные с ним планы В.С. Черномырдина об объединении денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации, а также о возможности выделении 500 млн долларов США для строительства нового Парламентского центра. Атмосферу того времени передает редакционная статья газеты «Известия» от 18 января 1994 года: «Как бы то ни было, с уходом Гайдара завершается романтический период реформирования рыночной экономики, когда группа молодых ученых пыталась совершить экономическую революцию, не имея ни достаточной политической поддержки, ни прочной социальной базы. Нынче наступает период романтизма индустриального, когда группа опытных хозяйственников, опирающаяся на мощное хозяйственное лобби, попытается выйти из кризиса с помощью инфляционной накачки экономики».

20 января 1994 года первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации назначен О.И. Сосковец. Заместителями Председателя Правительства России назначены А.Х. Заверюха, А.Б. Чубайс и Ю.Ф. Яров. В.Ф. Шумейко освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в связи с избранием Председателем Совета Федерации. Е.Т. Гайдар освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по личной просьбе. В связи с изменением структуры Правительства Российской Федерации от должности заместителя Председателя Правительства России также освобождены члены «команды реформаторов»: Б.Г. Федоров, С.М. Шахрай и А.Н. Шохин, который, однако, был назначен Министром экономики Российской Федерации. А 26 января 1994 года происходит добровольная отставка Б.Г. Федорова и с поста Министра финансов Российской Федерации.

Первые попытки обновленного «Правительства Черномырдина» решить текущие экономические проблемы производят впечатление   дежа-вю. Например, как во времена «шоковой терапии», принимается Федеральный закон «О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года», в соответствии с которым в первом полугодии 1994 года расходы бюджета финансируются, «исходя из проектировок федерального бюджета» по мере поступления в бюджет налогов и платежей. Центральному банку Российской Федерации также поручается «предоставить во II квартале 1994 года Правительству Российской Федерации кредит на покрытие дефицита федерального бюджета в размере 10,6 трлн рублей сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1998 года из расчета 10 процентов годовых».

Необходимо помнить, что в начале 1994 года прекращение конституционного кризиса отнюдь не означало автоматического обретения политического согласия как между Президентом России, с одной стороны, и парламентом и правительством, с другой стороны, так и внутри только что сформированных ветвей власти. Конституция Российской Федерации изменила природу политического режима в России, определила полномочия и обеспечила конституционные гарантии независимости деятельности ветвей власти. Но для того, чтобы новая система государственного управления, что называется, «набрала обороты», необходимо было время. Однако текущее состояние российской экономики особого времени «на раскачку» не давало. В этих условиях Б.Н. Ельцину приходится снова вмешиваться в экономическую политику и вновь брать на себя миссию лидера перемен.

24 февраля 1994 года Президент Российской Федерации в соответствии с положениями новой Конституции впервые обнародует свое Послание Федеральному Собранию Российской Федерации под названием «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)». Пять основных разделов Послания были посвящены становлению правового государства, обеспечению прав человека и гражданских свобод, формированию нового федерализма – «территориальной основы демократии», развитию рыночных реформ для построения социального государства, а также переходу «от монопольной идеологии к культурному многообразию». Ключевая мысль экономического раздела – «попятного движения не будет». Поскольку трудности кризисного периода усугубляются не только слабостью становящегося государства, но и неразвитостью новых рыночных институтов, первое место в ближайшие годы занимает тема укрепления новых государственных институтов и правового обеспечения их деятельности. Среди сформулированных  Президентом Российской Федерации первоочередных задач для «Правительства Черномырдина» на передний план выходят проведение «назревших институциональных преобразований», продолжение приватизации на качественно новом этапе, создание эффективной системы государственного регулирования, использование имеющихся резервов демонополизации, реформа налогообложения, включая укрепление налоговой и платежной дисциплины, принятие необходимых законодательных актов с упором на механизмы их реализации.

 В течение мая-июня 1994 года Президент Российской Федерации подписывает сразу две серии так называемых «экономических указов», которые не только устанавливают новые, соответствующие Конституции Российской Федерации, правила деятельности экономических субъектов, но и содержат большой набор поручений Правительству Российской Федерации по созданию условий проведения эффективной экономической политики.

23 мая 1994 года Президентом Российской Федерации был подписан указ «О реформе государственных предприятий», который и дает старт работ по структурной перестройке экономики на основе новой Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим документом прекращается практика образования новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Вводятся основные критерии эффективности экономической деятельности государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Принимается решение о ликвидации неэффективных производств и создании на их основе казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. В этот же день Б.Н. Ельцин подписывает еще четыре указа, в соответствии с которыми российскому правительству даны поручения о разработке законопроектов по совершенствованию российской налоговой системы, в частности сокращению числа налогов, снижению ставок основных налогов, введению перечня продовольственных товаров, обкладываемых налогом на добавленную стоимость по льготной ставке. Установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации и определен порядок льготного налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Банку России поручается установить временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные счета, включая выплаты на неотложные нужды, заработную плату и расчеты с бюджетами. Устанавливается обязательный порядок продажи валютных средств. Приняты меры по регулированию обращения векселей. Даны поручения по разработке ускорения процедур судебного рассмотрения исков о погашении долговых обязательств. Впервые вводится порядок обязательной постановки налогоплательщика на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации и запрет банкам и иным кредитным организациям открывать расчетные счета налогоплательщикам без уведомления соответствующего налогового органа. Наконец, в плане развития мер либерализации внешнеторговой деятельности квотирование и лицензирование поставок товаров и услуг сохраняется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Также отменяются льготы по обложению вывозными таможенными пошлинами экспортируемых товаров.

10 июня 1994 года Президент Российской Федерации подписывает еще одну серию «экономических указов». В частности, специальным указом конкретизируются правовые механизмы обеспечения взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Другими указами главы государства в рамках совершенствования банковской системы Российской Федерации Банку России рекомендовано усилить надзор за деятельностью частных (коммерческих) банков и кредитных учреждений, разработать предложения по развитию потребительского кредита, ускорить создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих средства граждан. В области жилищной политики принято решение о предоставлении жилищных кредитов и о выпуске в обращение жилищных сертификатов. Специальное внимание уделено вопросам стимулирования инвестиционной деятельности. Все предприятия, учреждения и организации, которые ввозили на территорию России оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, были в 1994 году освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога на поддержку важнейших отраслей промышленности. Такие же налоговые освобождения были установлены для товаров, которые ввозились в рамках использования кредитов, предоставленных Российской Федерации правительствами иностранных государств или международными финансовыми организациями. Наконец, в рамках мер по обеспечению государственного управления экономикой указом Президента Российской Федерации впервые вводится правовой институт контрактных отношений для руководителей федеральных государственных предприятий.

Новые меры экономической политики, проводимой Президентом Российской Федерации и первым «Правительством Черномырдина», становятся ясным сигналом продолжения движения России в направлении демократических реформ и развития рыночной экономики. Эти шаги позитивно оцениваются международным сообществом. Так, 24 июня 1994 года на острове Корфу было подписано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны». Соглашение подписали: Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, Премьер-министр Королевства Бельгии Ж.-Л. Дехане, Премьер-министр Королевства Дании П. Нюруп Расмуссен, Федеральный канцлер Федеративной Республики Германии Г. Коль, Премьер-министр Греческой Республики А. Папандреу, Председатель правительства Королевства Испании Ф. Гонсалес Маркес, Премьер-министр Французской Республики Э. Балладюр, Премьер-министр Ирландии А. Рейнольдс, Председатель Совета министров Итальянской Республики С. Берлускони, Премьер-министр Великого Герцогства Люксембург Ж. Сантер, Премьер-министр Королевства Нидерландов Р. Любберс, Премьер-министр Португальской Республики А. Каваку Силва, Премьер-министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Д. Мейджор, Председатель Совета Европейского Союза А. Папандреу, Председатель Комиссии Европейских Сообществ Ж. Делор.

Тем не менее, по своим итогам 1994 год стал очередным годом инфляционного витка. Темпы инфляции к концу 1994 года составляли около 14–16% в месяц (при плане 5–7%). В январе 1995 года темпы инфляции даже поднялись почти до 18% (в основном, из-за начала контртеррористической операции на территории самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерии). Однако изменения в институциональной основе новой рыночной экономики позволили обеспечить позитивный сдвиг в сторону финансовой стабилизации. Вторая, после «Правительства Ельцина-Гайдара», попытка финансовой стабилизации была связана с целенаправленным развитием финансовых рынков и формированием в России института государственного долга. Именно в 1993 году был сделан важнейший организационно-правовой шаг в этом направлении, когда заработал рынок ГКО-ОФЗ, эмитируемых Министерством финансов Российской Федерации. Однако воспользоваться реальными механизмами для неинфляционного финансирования экономики и, тем самым, для снижения общего уровня инфляции удалось только после принятия новой Конституции Российской Федерации и реализации нового комплекса мер по реформированию экономики. С 1995 года заимствования на внутреннем, а с 1996 года – и на внешнем финансовом рынках становятся важнейшим инструментом государственной экономической политики пнрвого «Правительства Черномырдина», определив, как ее основные достижения, так и поражения. В конечном итоге, частично решить задачу денежной стабилизации (т.е. снижения инфляции) удалось только к 1995–1996 годам, когда были накоплены позитивные изменения в правовом обеспечении экономических реформ и начали происходить изменения в поведении самих экономических агентов, в том числе в банковском секторе. В этот период первое «Правительство Черномырдина», опираясь на возможности, созданные новой Конституцией Российской Федерации, осуществило одну из наиболее масштабных попыток подавления инфляции.

Например, 15 апреля 1995 года было утверждено совместное Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1995 году. Для создания благоприятных условий «оздоровления и роста российской экономики» усилия «Правительства Черномырдина» концентрировались на резком снижении инфляции и ускорении институциональных и структурных реформ, сохраняя достигнутый уровень социального обеспечения населения. Главной целью денежно-кредитной политики правительства становится снижение инфляции в среднем до 4% в месяц в течение 1995 года и до 1% в месяц во второй половине 1995 года. Для этого с 1 января 1995 года, в частности, было запрещено использование прямых кредитов Банка России для финансирования дефицита федерального бюджета, начато ускоренное развитие механизма неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита, пересмотрена налоговая политика, особенно в части сокращения налоговых льгот, существенно ограничены размеры внутренних и внешних заимствований, упразднены отраслевые внебюджетные фонды. Сразу после проведения очередных парламентских выборов в конце 1995 года активизируется деятельность правительства по проведению активной промышленной политики как еще одного инструмента расширения экономической стабилизации. В частности, принимается постановление о разработке основных направлений структурной перестройки промышленности на период до 2005 года, а также основных положений технологической стратегии России. Первое «Правительство Черномырдина» также достаточно последовательно реализует меры по дальнейшему ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. В январе-феврале 1996 года создаются Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте. Для того чтобы снизить остроту бюджетного дефицита и одновременно обеспечить финансирование социальных обязательств бюджета, «Правительство Черномырдина» расширяет рынок государственного внутреннего долга. Принимается решение о выпуске облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ), эмиссии которых полностью выкупаются частными (коммерческими) банками и не поступают на вторичный рынок. Позднее, в 1997-1998 годах, в СМИ именно эта практика станет основанием для обвинений первого «Правительства Черномырдина» в склонности к коррупционным проявлениям и ставке на олигархов. Наконец, чтобы застраховаться от резких колебаний валютного курса, в том числе возникающих под действием политических факторов, Центральный банк Российской Федерации своим решением 16 мая 1996 года изменяет систему установления официального курса иностранных валют к рублю Российской Федерации. На следующий день механизм привязки курса рубля к курсу Московской межбанковской валютной биржи, разработанный «Правительством Ельцина-Гайдара», был отменен и введен новый механизм установления официального курса рубля на основе котировок Центрального банка Российской Федерации, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынке.

В итоге принятых мер, общий уровень инфляции в 1995 году снизился до 231,3%. По данным Госкомстата Российской Федерации, среднемесячный темп инфляции опустился в 1995 году ниже условно-запретительного для инвестиций уровня в 10–15%. К декабрю 1995 года месячные темпы инфляции уже не превышали 3,2%, а в 1996 году среднемесячный темп инфляции составил всего 1,7%. В целом за 1996 год цены выросли по отношению к 1995 году всего на 21,8%.

Первому «Правительству Черномырдина» достались не только успехи, его также преследовали и многочисленные неудачи, в основном обусловленные его неспособностью вовремя предвидеть новые социальные факторы, связанные с резким ростом столь желанной деловой активности. К концу 1993 года в молодой российской экономике, в отличие от СССР, резко возросла роль денег, что, с одной стороны, дало толчок развитию национального финансового капитала и заложило основы формирования в России крупных частных финансово-промышленных групп. С другой стороны, возрастание роли денег на фоне объективного отставания в детальном правовом регулировании этой сферы приводит к тому, что из всех форм предпринимательства гипертрофированное развитие приобретают финансовые спекуляции, основанные на желании быстро заработать любой ценой. В процессы «финансовых игр» оказались вовлечены не только частные банки и кредитные организации, но и в буквальном смысле самые широкие слои населения. Заработать в новых условиях хотели многие, но подход к делу оставался по-прежнему «советский»: завидуя воображаемым успехам знакомых или руководствуясь рекламой, граждане не выстраивали рациональную линию собственного экономического поведения, а очертя голову кидались в финансовые авантюры, искренне уверенные, что за спиной у них стоит государство, которое в случае провала вернет им все потерянные деньги. В определенном смысле эта психология была вполне рациональна и соответствовала советскому менталитету: раз государство официально допустило в то время существование казино и рулетки, то оно и должно отвечать, если, как тогда говорили, «честный рабочий человек», который, в отличие от жуликов и спекулянтов не имеет «привычки к таким делам», потеряет вдруг свои «кровные», поддавшись соблазну выиграть джек-пот. Но первое «Правительство Черномырдина» оказалось не готово к такому буму желающих обогатиться в один момент, а тем более – к необходимости заниматься урегулированием социальных последствий фантастических финансовых авантюр. Своеобразными индикаторами рассогласования между темпами развития рыночных отношений в России и уровнем развитости экономического сознания населения становятся феномен «финансовых пирамид» и финансовые кризисы 1994 и 1995 годов, невозможные в условиях прежней плановой централизованной экономики.

Массовые нарушения прав вкладчиков от деятельности компаний – «финансовых пирамид» приводят к пониманию необходимости срочной разработки государственной политики на финансовом и фондовом рынках. 18 ноября 1995 года принимается указ Президента Российской Федерации, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручается: «представить в месячный срок на утверждение комплексную программу мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, предусматривающую государственную поддержку и контроль при преобразовании в паевые инвестиционные фонды коммерческих организаций, привлекающих финансовые средства граждан на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, прекращение деятельности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на этих рынках без соответствующих лицензий, привлечение к ответственности собственников и руководителей юридических лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации об обеспечении прав вкладчиков и акционеров, а также привлечение общественных организаций вкладчиков и акционеров к осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации». 21 марта 1996 года указом Президента Российской Федерации утверждается комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, а 7 мая 1996 года постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации впервые вводится требование об обязательности опубликования сведений при публичном размещении акционерным обществом своих ценных бумаг.

Что касается неожиданных финансовых кризисов периода первого «Правительства Черномырдина», то наиболее известными и разрушительными стали события так называемых «черного вторника» в октябре 1994 года и «черного четверга» в августе 1995 года.

«Черным вторником» принято называть резкую дестабилизацию валютного рынка 11 октября 1994 года, когда группа российских частных банков впервые организовала масштабную спекулятивную атаку, чем вызвала обвальное (более чем на 25%) падение курса рубля по отношению к доллару США. В частности, течение одного дня курс доллара США вырос с 2833 рублей до 3926 рублей. Сам же термин «черный вторник» впервые появился двумя годами раньше, когда во вторник 22 сентября 1992 года курс доллара США вырос более чем в 6,5 раз, но объем валютных операций был тогда существенно ниже. В новой российской экономике события «черного вторника» стали первым примером масштабного кризиса на финансовом рынке, к которому государственные органы исполнительной власти оказались не готовы. Предпринятые антикризисные меры включали наряду с проведением Центральным Банком России валютных интервенций резкое повышение доходности государственных ценных бумаг, что позволило привлечь свободные рублевые ресурсы и, в конце концов, сбить спрос на иностранную валюту. Президент Российской Федерации 12 октября 1994 года своим указом о мерах по стабилизации ситуации на финансовом рынке отстраняет от должности исполняющего обязанности Министра финансов Российской Федерации С.К. Дубинина «в связи с допущенной критической ситуацией на финансовом рынке, создавшей угрозу экономической безопасности Российской Федерации» и создает Государственную комиссию по расследованию причин дестабилизации финансового рынка с указанием в трехдневный срок представить материалы проделанной работы в Совет Безопасности Российской Федерации . 14 октября 1994 года Б.Н. Ельцин освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации В.В. Геращенко по его просьбе, а чуть позже, 6 ноября 1994 года, состоялась добровольная отставка А.Н. Шохина с постов заместителя Председателя Правительства и Министра экономики Российской Федерации. В целях «совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации» Президент Российской Федерации своим указом создает Национальный банковский совет при Центральном банке Российской Федерации, в который входят представители Администрации Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, банков, а также эксперты. В свою очередь, события «черного вторника» стали поводом для политической дестабилизации: депутаты Государственной Думы попытались отправить в отставку «Правительство Черномырдина» и изменить приоритеты экономической политики. 27 октября 1994 года на своем внеочередном заседании Государственная Дума рассмотрела вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации. После обсуждения доклада В.С. Черномырдина состоялось поименное голосование, в результате которого депутатам не хватило всего 32 голосов, чтобы добиться своей цели - за вотум недоверия проголосовали 194 депутата, тогда как для принятия решения необходимо было набрать 226 голосов. На следующий день, 28 октября 1994 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в своем постановлении объявила «деятельность Правительства Российской Федерации по осуществлению социально-экономической политики и экономической реформы неудовлетворительной, не отвечающей ожиданиям большинства населения России», и предложила Президенту Российской Федерации «изложить перед гражданами и Федеральным Собранием Российской Федерации свою позицию о реальном положении дел в стране, о ходе выполнения Правительством Российской Федерации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", о причинах, приведших к нынешнему состоянию экономики, и мерах по преодолению кризиса». 2 ноября 1994 года Совет Безопасности Российской Федерации рассмотрел вопрос о «черном вторнике» и принял решение, в котором указал, что основной причиной обвала явилась «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти». Среди банков, оказавшихся в максимальном выигрыше (по показателю превышения продажи над покупкой), были названы: Мост-банк, Нефтехимбанк, Альфа-банк, Международный Московский банк и Межкомбанк. 4 ноября 1994 года указом Президента Российской Федерации создается институт профессиональных участников рынка ценных бумаг и формируется государственный регулятор рынка – Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. Руководителем Федеральной комиссии был назначен заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайс, а его первым заместителем -  начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Р.Г. Орехов. 5 июля 1995 года на основе совместного заявления Правительства и Центрального Банка Российской Федерации в стране вводится так называемый «валютный коридор» – механизм установления пределов колебания валютного курса. (С 1 июля 1996 года на смену «валютному коридору» пришел так называемый «наклонный валютный коридор», когда изменение валютного курса было привязано к прогнозным оценкам текущего уровня инфляции с небольшим лагом. С конца 1998 года действовал так называемый «бивалютный» коридор, связанный с привязкой курса рубля к курсам евро и доллара США, взятых в определенных пропорциях). Идея введения «валютного коридора» заключалась в попытке стабилизации валютного курса рубля после событий «черного вторника» и создании дополнительного сдерживающего фактора роста внутренних цен.

Но 24 августа 1995 года наступил «черный четверг» -  в Российской Федерации произошел первый банковский кризис, связанный с параличом московского рынка межбанковского кредитования. Рынок межбанковского кредитования возник еще в РСФСР в конце 1980-х годов в форме кредитов Государственного банка СССР. Затем в начале 1990-х годов рынок межбанковского кредитования использовался в основном для обслуживания потребностей частных (коммерческих банков) в иностранной валюте. Причиной кризиса 1995 года, который также называли «кризисом доверия», стала нестабильность ресурсной базы банковской системы России. Попытки банков поддержать собственную ликвидность за счет так называемых «коротких кредитов» привели к резкому росту объемов взаимных кредитов на межбанковском рынке. Значительная часть взятых кредитов оказалась просроченной, что в условиях «валютного коридора» и отсутствия механизма быстрого перераспределения средств привело к «эффекту домино», когда неплатежи стали распространяться по цепочке от банка к банку. В этих условиях банки быстро перестали кредитовать друг друга, поскольку не имели достоверной конъюнктурной информации, а клиенты в панике начали массово изымать свои средства из проблемных банков. Особенно от кризиса в «черный четверг» пострадали банк «Национальный кредит» (в то время ядро группы «Олби» О.В. Бойко) и Ресурс-банк (в то время ядро группы «Микродин» А.Г. Ефанова). После банковского кризиса августа 1995 года роль рынка межбанковских кредитов временно стал играть рынок государственных ценных бумаг, именно он использовался в то время для определения минимальной стоимости свободных финансовых ресурсов. Выход из кризиса на рынке межбанковского кредитования был связан с внедрением и развитием системы индикаторов его работы, прежде всего данных о текущих ставках предоставления и привлечения кредитов. События «черного четверга» также дали толчок началу регулярных расчетов первого индикатора рынка ценных бумаг России – Индекса РТС. Первоначально Индекс РТС рассчитывался ежедневно на основе акций 13 эмитентов: «АО ЕЭС», «Иркутскэнерго», «КамАЗ», «Коминефть», «ЛУКойл», «Мосэнерго», «Норильский никель», «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз», «Ростелеком», «Сургутнефтегаз», «Томскэнерго», «Юганскнефтегаз». В настоящее время Индекс РТС (RTSI) – взвешенный по капитализации фондовый индекс рассчитывается каждые 15 секунд в течение торговой сессии на основе стоимости 50 наиболее капитализированных и ликвидных акций, обращающихся в Российской торговой системе.

Потрясения 1994 года стимулируют деятельность первого «Правительства Черномырдина» по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а именно – планомерное продолжение реформ, акцент на их правовом обеспечении и развитии рыночных институтов. Только так можно было уменьшить возможность возникновения новых неожиданных «провалов рынка» или, по крайней мере, подготовиться к ним. 21 ноября 1994 года создается Комиссия Правительства Российской Федерации по экономической реформе. Председателем Комиссии назначается первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайс. 25 ноября 1994 года в Мраморном зале Кремля состоялось совещание, посвященное перспективам экономической реформы в России, председательствовал на котором Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. На совещании с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатов палат Федерального Собрания, руководители различных профессиональных союзов, бизнес-структур, представителей науки, общественных организаций и СМИ была рассмотрена концепция среднесрочной Программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах». Декларируя принципы стратегии действий на ближайший период, первое «Правительство Черномырдина» заявило о своей решимости следовать избранной модели реформ, несмотря на критику и появление многочисленных альтернативных вариантов социально-экономической политики, которые стали следствием переживаемых трудностей этапа кризисного развития, а также собственных просчетов и недоработок исполнительной власти. Были отвергнуты все варианты, «связанные с усилением государственного регулирования или сохранением в течение достаточно длительного периода умеренного уровня инфляции в целях поддержки производства».  Единственным реальным вариантом стратегии действий назван следующий: «в кратчайшие сроки добиться финансовой стабилизации, свести инфляцию к уровню, при котором становятся возможными инвестиции и нормализация финансового положения предприятий, а затем на этой основе осуществить масштабную программу институциональных преобразований и стимулирования высокоэффективных инвестиций».

Серьезным и постоянным внешним фактором, влиявшим на деятельность первого «Правительства Черномырдина» выступали постоянные обострения политической ситуации в стране по тем или иным причинам. Например, 8 декабря 1994 года в нарушение обещаний, данных еще Президенту СССР М.С. Горбачеву, а затем и Президенту России Б.Н. Ельцину, Брюссельская сессия Совета НАТО принимает решение о расширении Организации Североатлантического договора. А 11 декабря 1994 года начинается ввод объединенной группировки Вооруженных Сил России на территорию самопровозглашенной Чеченской Республики. Президент Российской Федерации в своем Обращении так объясняет причины этого шага: «Наша цель состоит в том, чтобы найти политическое решение проблем одного из субъектов Российской Федерации – Чеченской республики, защитить ее граждан от вооруженного экстремизма. Но сейчас мирным переговорам, свободному волеизъявлению чеченского народа препятствует нависшая опасность полномасштабной гражданской войны в Чеченской республике…». Ситуация на Северном Кавказе окажет непосредственное влияние на деятельность «Правительства Черномырдина». Летом 1995 года в связи с рейдом группы террористов под командованием Ш.С. Басаева на город Буденновск Ставропольского края, повлекший массовые (более 1000 человек) жертвы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации вновь ставит вопрос о вотуме недоверия Правительству Российской Федерации, несмотря на личные усилия В.С. Черномырдина по разрешению ситуации, и принимает специальное постановление. Однако Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отказывается отправить «Правительство Черномырдина» в отставку. Обострение внешней и внутренней политической ситуации снова становится важным фактором, влияющим на ход экономических реформ. Причем если в 1992 году сами экономические реформы сами были драйвером политических изменений, то к концу 1994 года усиление политической напряженности начинает сказываться на содержании и последовательности экономических перемен.

Особенно противоречивая ситуация складывается зимой 1995-1996 годов. С одной стороны, создание институциональных основ рыночной экономики и достижение относительной денежной стабилизации открывают дорогу фискальной (снижение бюджетного дефицита) стабилизации и проведению масштабной структурной перестройки экономики на современные рельсы. Ясно, что по пути экономических преобразований Россия движется в правильном направлении. С другой стороны, после нескольких лет жизни под прессом постоянного роста цен в обществе резко возрастает уровень напряженности и протестных настроений. Этому, в частности, способствуют и события общественной жизни (например, скандал вокруг создания телекомпании «Общественное российское телевидение» с участием олигархов, а затем убийство ее генерального директора, чрезвычайно популярного журналиста Владислава Николаевича Листьева). Серьезным фактором ухудшения социально-политической обстановки также выступает усиление террористической деятельности в республиках Северного Кавказа. Например, 9 января 1996 года на город Кизляр (Республика Дагестан) нападает проникшая с территории самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерии большая группа террористов во главе с С.Б. Радуевым. Для спасения жизней заложников отряду Радуева разрешают беспрепятственно покинуть Кизляр. Затем его вместе с заложниками блокируют в станице Первомайской. Операция по освобождению заложников была проведена неудачно. Часть террористов вместе с С.Б. Радуевым смогла вырваться из окружения. В итоге, погибло более 300 человек, из них около 100 – военнослужащие и жители села Первомайское. После провала операции сначала Е.Т. Гайдар и О.Р. Лацис, а затем и один из основных авторов Конституции Российской Федерации С.С. Алексеев покидают в знак протеста Президентский Совет.

Ход очередной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации наглядно демонстрирует рост политической активности населения. О своем желании участвовать в выборах заявляют 69 партий, избирательных объединений и блоков, из которых 43 были допущены для участия в выборах   Однако преодолеть 5% барьер смогли только четыре избирательных объединения. Возглавляемое Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным избирательное движение «Наш дом – Россия» (НДР) набирает 10,13% голосов, а относительное большинство в Государственной Думе достается Коммунистической партии Российской Федерации, которая получает в итоге 23,30% голосов. Результаты выборов депутатов Государственной Думы без прикрас показывают фактическую расстановку политических сил перед выборами Президента Российской Федерации, которые должны пройти летом 1996 года. Контраст между ожиданиями от общества позитивной оценки по поводу первых серьезных успехов экономических реформ, добытых тяжелым трудом, и реальной картиной общественных настроений оказывается настолько глубок, что выдержка изменяет даже Президенту Российской Федерации. Он отправляет в отставку Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.А. Филатова и первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Б. Чубайса. В этот же день Б.Н. Ельцин произносит свои знаменитые слова: «…во всем виноват Чубайс» и добавляет, что «если бы отставка А.Б. Чубайса состоялась раньше, то Движение «Наш дом – Россия» получило бы на выборах не 10, а 20 процентов голосов избирателей».

По мере приближения выборов Президента Российской Федерации, обстановка в стране еще больше радикализируется. Например, чтобы создать преимущества Г.А. Зюганову – своему кандидату на пост Президента России, прокоммунистическое большинство депутатов Государственной Думы пытается приватизировать тему памяти о советском прошлом и 15 марта 1996 года организует принятие Государственной Думой двух решений: об отмене постановления о денонсации Договора об образовании СССР и о значении результатов референдума о сохранении Союза ССР . В итоге, президентские выборы 1996 года, задающие естественный срок завершения полномочий первого «Правительства Черномырдина», оно встречает в условиях неопределенности и значительного политического давления. В этот момент надо отдать должное самому В.С. Черномырдину, и всему составу российского правительства, которые ведут себя мужественно и последовательно поддерживают усилия Б.Н. Ельцина.

Официальная инаугурация Президента Российской Федерации, которым вновь стал Б.Н. Ельцин, состоялась 9 августа 1996 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в этот день первое «Правительство Черномырдина» сложило свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны.

А. Яник, С. Попова

Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. «Об утверждении Председателя Совета Министров Российской Федерации» № 4088-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 51. Ст. 3023; Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. № 1567 «О Председателе Совета Министров - Правительства Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 51. Ст. 3041; Березовский В.Н., Червяков В.В. Правительство В. Черномырдина как объект политической борьбы до и после апрельского референдума // Обозреватель. 1993. № 14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N14_93/001.HTM; Постановление Правительство Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. № 160 «О плане действий Совета Министров – Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 9. Ст. 750; Программа Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993–1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» (принята на заседании Правительства РФ 06.08.1993) // Российские вести. 1993. 21 сентября; Ванкуверская Декларация // Дипломатический вестник. 1993. № 7-8. С. 18–19; Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. № 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 25. Ст. 2215; Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1993. № 7. Ст. 567; Приказ Центрального банка Российской Федерации от 6 мая 1993 г. № 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» (вместе с «Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций», «Временным порядком проведения Банком России операций на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций в г. Москве, осуществления расчетов и учета по ним», «Временным порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках») // Информационный банк «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был; Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 № 12. Ст. 1002; Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 11. Ст. 940; Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 269 «О сокращении дотирования централизованных закупок по импорту» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 14. Ст. 1190; Заявление Совета Министров – Правительства и Центрального банка Российской Федерации от 24 мая 1993 г. «Об экономической политике Правительства и Центрального банка России» // Российские вести. 1993. 1 июля; The Rule of Law and Economic Reform in Russia / Eds. J.D. Sachs, K.P. Boulder. Co.: Westview Press, 1997. P. 9; Enterprise Performance and Growth // EBRD Transition Report 1997. L.: European Bank for Reconstruction and Development, 1998; Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597; Никитина В. Год за годом: 1993 // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1998. № 2(34). С. 56–57; Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. № 1152 «О социально-экономическом положении Российской Федерации и мерах по реализации первого этапа программы Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993–1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 46. Ст. 4498; Федоров Б.Г. 10 безумных лет: Почему в России не состоялись реформы. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999. С. 147; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г.» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 7; Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 61–66; Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 3. Ст. 190; Федеральный закон от 10 апреля 1994 г. № 1-ФЗ «О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года» // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Российская газета. 1994. 25 февраля; Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 393; Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697; Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24 июня 1994 г.) // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 334 «Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1995 году и мерах по его реализации» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1541; Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. № 37 «Об основных направлениях структурной перестройки промышленности» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 291; Заявление Центрального банка Российской Федерации «Об официальном обменном курсе рубля» // Российская газета. 1996. 18 мая; Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4501; Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» // СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1311; Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 7 мая 1996 г. № 8 «О порядке и объеме информации, которую акционерное общество обязано публиковать в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. 1996. № 3; Указ Президента Российской Федерации от 12 октября 1994 г. № 1994 «О мерах по стабилизации ситуации на финансовом рынке» // СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 2698; Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 1994 г. № 2002 «О Национальном банковском совете» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 2791; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 октября 1994 г. № 302-1 ГД «О социально-экономической политике Правительством Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2969; Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 2 ноября 1994 г. «Об итогах работы Государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка» // Российская газета. 1994. 9 ноября; Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации») // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2972; Совместное заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации от 5 июля 1995 г. «О политике обменного курса рубля в третьем квартале 1995 года» // Вестник Банка России. 1995. № 28; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1994 г. № 1276 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе» // СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3289; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 439 «О программе Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах”» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1966; Обращение Президента Российской Федерации от 11 декабря 1994 г. «К гражданам России» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 33. Ст. 3425; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1995 г. № 895-I ГД «О недоверии Правительству Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2446; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» // СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1274; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации – России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» // Российская газета. 1996. 20 марта. СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1275.