Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Исследование Вернуться к списку »

Роль и функции конституции в современном мире

Конституция (от лат. constitutio – установление) – особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения «государственного Левиафана»[1] неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма[2].

Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. – Конституция Франции.

В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 году, будучи октроированной императором Николаем II. Но писаные конституционные проекты появились в тот же период, что в США и Европе, - в последней четверти XVIII века. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина[3], переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления – 1796- 1801).

Некоторые специалисты находят зачатки русского конституционализма и в более ранние эпохи, считая предтечей конституции, к примеру, ограничивавшие царскую власть «Кондиции» Верховного Тайного совета, которые императрица Анна Иоанновна была вынуждена подписать 25 января 1730 года при восшествии на престол, а спустя ровно месяц «всемилостивейше изволила изодрать».

Но все же наиболее отчетливо идеи конституционализма звучали в нашей стране в период правления императора Александра I (1801-1825). При нем было подтверждено действие Конституции Финляндии (1809) и принята Конституция Польши (1815), а также были разработаны конституционные проекты для России. В первую очередь речь идет о «Плане государственного преобразования» графа Михаила Михайловича Сперанского[4] (1809) и «Государственной уставной грамоте Российской империи» графа Николая Николаевича Новосильцева[5] (1818).

В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза) утвердили 28 государств - членов Европейского Союза.

Писаных конституций нет в Великобритании, Новой Зеландии, где действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты (часто в судебной интерпретации), а также в Израиле, чья фактическая конституция основана на Декларации независимости, корпусе Основных и иных законов государства, тех же судебных прецедентах и т.н. «ценностях наследия еврейского народа».

Современная конституция определяет принципы отношений в системе Человек – Общество - Государство, закрепляет основы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, очерчивает функции государства, устанавливает структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления.

Конституция является «многомерным» объектом и оказывает непосредственное влияние на все стороны жизни общества и государства. Поэтому ее функции можно рассматривать и определять в координатах самых различных наук: конституционного права, политологии, философии, культурологии и так далее.

Для юриста в общем виде смысл и значение конституции определяется следующими ее функциями:

Учредительная функция - выражается в установлении и юридическом оформлении важнейших институтов общества (придании им соответствующей государственно-правовой формы). При этом в Основном законе закрепляется конкретный перечень прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права.

Регулятивная функция - конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.

Охранительная функция - конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Целеполагающая функция - заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего.

Те же самые функции, но в координатах политических наук, можно было бы определить следующим образом:

Учредительная функция - конституция выполняет функцию верховной легализации основ существующего общественного и государственного строя, общественного порядка.

Политическая функция - конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства  и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Стабилизационная функция - усложненный характер изменения конституции позволяет обеспечить стабильность закрепленных или устанавливаемых ею порядков.

Конструктивная функция – Основной закон устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленных в конституции «должных моделей будущего», дает нормативный прогноз для развития общественных отношений.

Конституция, несомненно, обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, является основой идеологической самоидентификации государства, что имеет большое значение для его позиционирования на международной арене и внутри страны.

Кроме того, конституция имеет важное социально-культурное значение, поскольку Основной закон является ничем иным, как отлитой в юридическую форму культурно-исторической матрицей конкретного общества. Эта матрица воплощает собой квинтэссенцию идеологических предпочтений и ценностей данного социума, сложившийся баланс интересов его политических сил, предпочтительные принципы властвования, формы политических институтов, особенности экономического устройства.

Что касается способов принятия новой конституции, то с теоретической точки зрения возможны два идеальных варианта – либо на основе договора (консенсусная модель), либо на основе разрыва согласия (по сути своей октроированная[6] или делегированная конституция). На практике происходит смешение этих способов, использование тех или других элементов в зависимости от потребностей текущей политической ситуации.

Правоведы также различают конституцию юридическую и фактическую.

Юридическая конституция – это должный, установленный принципами и нормами действующей конституцией порядок.

Фактическая конституция – это реально существующая система общественных отношений и институтов, «материализованный» Основной закон.

В период революций и глубоких общественно-политических модернизаций, когда трансформируется или полностью разрушается прежняя система общественно-политических отношений и институтов, юридические конституции начинают стремительно устаревать и уже не могут оказывать регулирующее воздействие на общество, служить основой согласия и стабильности. Более того, не только отдельные нормы, но и сама конституция в целом могут становиться поводом для политических разногласий и конфликтов.

В случае, когда наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, основой которой должен стать обновленный Основной закон, способный привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, прекратить дестабилизацию и разрушение общества.

Необходимо отметить, что несоответствие юридической и фактической конституции может возникнуть не только вследствие опережающей трансформации общества, но и в результате претворения в жизнь норм действующего Основного закона.

Крупный российский государствовед Август Алексеевич Мишин[7] утверждал, что юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть[8]. Однако в ходе практической реализации прескрипционных норм юридической конституции возникают новые институты, складывается практика и обычаи взаимоотношения между ними, принимаются различные правовые акты, развивающие, дополняющие и даже изменяющие конституционные предписания. В итоге на практике может сложиться такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от модели, изложенной в юридической конституции.

Если совпадение между фактической и юридической конституциями значительно, то юридическая конституция может именоваться «реальной», в противном случае она становится «фиктивной».

Впрочем, такое четкое разделение смыслов понятия «конституция» является в значительной степени научной абстракцией. Очевидно, что юридическая конституция содержит не только прескриптивные нормы, но также описывает текущие реалии общественно-политического бытия. Более того, в этом описании может быть зафиксировано «наследие прошлого», которое по разным причинам невозможно игнорировать даже в ущерб «чистоте конституционного замысла». Отсюда возникает проблема так называемой внутренней противоречивости юридической конституции, которая, в свою очередь, может обостряться в ходе практической реализации норм нового основного закона государства.

Следует отметить, что вопрос о соотношении дескриптивного и прескриптивного в текстах конституций, а также влияния этого баланса на процесс и результаты воплощения «конституционного плана» в действительность может выглядеть достаточно академическим для государств с устоявшейся правовой системой, с давними традициями демократии и утвердившимися в обществе ценностями конституционализма и правового сознания. Совсем иное, почти прикладное значение эта проблема имеет при изучении конституционных процессов в государствах, переживающих «эпоху масштабных перемен», к которым относится и современная Россия.

Несмотря на то, что политические и социально-экономические реформы начались в России более двух десятилетий назад, масштабная трансформация еще далеко не завершена. Более того, наступил новый этап модернизации страны. Поскольку речь идет о глубоком изменении самих принципов, на которых основывается устройство государства и общества, то конституционное право сегодня, как и в конце 1980-х - начале 1990-х годов, объективно оказывается на переднем крае общественно-политических процессов современности.

 

С.М. Попова

 


[1] Левиафан - мифическое морское чудовище, воплощающее зло. Английский философ Томас Гоббс (Hobbes, Thomas 1588-1679 гг.) использовал образ Левиафана применительно к государству.

[2] Конституционализм – сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. Конституционализм – это идеал к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Подробнее см.: Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. – д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 2001. С.304-305.

[3] Граф Панин Никита Иванович (1718-1783) – российский дипломат и государственный деятель, наставник великого князя Павла Петровича (будущего Императора Всероссийского Павла I).

[4] Граф Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831).

[5] Граф Новосильцев Николай Николаевич (1761-1838) - русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (18031810), председатель Кабинета Министров (1832), председатель Государственного совета (1834).

[6] Октроированная конституция (от франц. octroyer — жаловать, даровать) - конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов.

[7] Мишин Август Алексеевич (1924-1993) – доктор юридических наук, профессор, с 1954 г. работал на юридическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Крупный теоретик государства и права, известный в России и за рубежом специалист в области американистики, автор более 200 научных работ, внесших значительный вклад в конституционное право. Принимал активное участие в деятельности экспертных групп по разработке многих  законов, а также проектов российской Конституции.

[8] См., например: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 1996. – С.35.