Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Исследование Вернуться к списку »

Первое «Правительство Путина» (16 августа 1999 – 31 декабря 1999)

«Правительство Путина» стало третьим российским правительством, которое было сформировано на протяжении 1999 года. Этот был год приближающихся парламентских и будущих президентских выборов и, одновременно, время завершения затяжного экономического кризиса, корни которого коренились в проблемах экономики СССР конца 1980-х годов. Так называемый «августовский дефолт» 1998 года, несмотря на все сопровождавшие его потрясения и сложности, в итоге позволил стабилизировать денежное обращение и в целом бюджетную политику, активизировал внутренние стимулы развития российской экономики. Политическая система и страна в целом выстояли под ударами финансового кризиса, который носил международный характер. Стало ясно, что новая российская экономика, несмотря на достаточно противоречивый характер экономических реформ 1990-х годов, обладает высоким адаптационным потенциалом и вполне жизнеспособна. В свою очередь, стабилизация экономики создавала объективную основу для политической стабилизации. Таким образом, на передний план выходила задача завершения революционных трансформаций 1990-х годов и обеспечения политической преемственности ее результатов.

Однако на практике политическая турбулентность только нарастала, чему способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов главными были проблема возвращения доверия международных финансовых организаций и охлаждение отношений Российской Федерации с остальными странами – участницами группы G8 из-за начавшейся военной операции НАТО против бывшей Союзной республики Югославии. Главным внутренним фактором являлась растущая дестабилизация обстановки, прежде всего, в районе Северного Кавказа. Например, руководители самопровозглашенной Чеченской Республики – Ичкерии, нарушив все соглашения с федеральным центром, начинают подготовку к введению «полного шариатского правления», резко возрастает количество бандитских вылазок с территории республики, множатся факты похищения и гибели людей. На этом фоне прокоммунистическое большинство депутатов Государственной Думы делает все возможное, чтобы поставить под сомнение результаты и достижения последних лет. В частности, на середину мая 1999 года назначается завершение процедур по подготовке импичмента Президенту Российской Федерации.

В этих условиях Президент России Б.Н. Ельцин в марте 1999 года принимает решение о назначении Сергея Вадимовича Степашина - первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром внутренних дел Российской Федерации. А Владимира Владимировича Путина - Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации. Одновременно за В.В. Путиным было сохранено исполнение обязанностей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Председатель Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации, лидер фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов в интервью СМИ прокомментировал эти назначения следующим образом: «последние кадровые перестановки в руководстве правительства, означают, что оголтелая часть команды президента пошла на осуществление ползучего реванша». «Назначение Сергея Степашина первым вице-премьером с сохранением за ним прежних функций главы МВД, а также совмещение Владимиром Путиным постов секретаря Совета Безопасности и директора ФСБ», - сказал Г.А. Зюганов, свидетельствует о том, что «страна все больше и больше превращается в полицейское государство, что является очень плохим и тревожным симптомом».

12 мая 1999 года Б.Н. Ельцин отправляет в отставку «Правительство Примакова» и, после провала попытки импичмента, новым Председателем Правительства Российской Федерации 19 мая становится С.В. Степашин. За короткий срок «Правительству Степашина» удается решить ряд крупных и неотложных экономических задач, но отсутствие у С.В. Степашина собственных политических ресурсов (в виде политической партии или общественного избирательного движения), а также его нежелание входить в избирательные движения губернаторов, ориентированных на участие в будущих президентских выборах, сыграли с ним злую шутку.  Долгие годы совместной работы с Б.Н. Ельциным приучили С.В. Степашина к безусловной политической лояльности главе государства, что в условиях приближающихся президентских выборов стало трактоваться участниками многочисленных избирательных объединений как «слабость». На самом деле, в сложившихся условиях наступил период обновления основных действующих лиц и, несмотря на высокие личные заслуги С.В. Степашина, политическое время «Правительства Степашина» заканчивается. Кроме того, в начале августа 1999 года происходит новая резкая дестабилизация ситуации на Северном Кавказе – террористы пытаются расширить зону своего влияния за пределы территории Чеченской Республики и переносят вооруженные действия в Дагестан. Вооруженные отряды террористов под командованием Ш.С. Басаева и иорданского полевого командира «эмира Хаттаба» начинают полномасштабные боевые действия на территории Ботлихского района Республики Дагестан, захватывают несколько горных сел и объявляют о создании независимого исламского государства.

Утром 9 августа 1999 года Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и директор ФСБ России Владимир Владимирович Путин назначается первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. Днем в 12 часов 40 минут по московскому времени состоялось телевизионное обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, в котором он сообщил о назначении даты выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, об отставке Правительства Российской Федерации, возглавляемого С.В. Степашиным и представил своего будущего преемника В.В. Путина как лидера, способного «консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России». Президент страны, говоря о В.В. Путине, добавил: «Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХI веке предстоит обновлять великую Россию». В тот же день В.В. Путин был назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации.

Официальное назначение В.В. Путина Председателем Правительства Российской Федерации состоялось 16 августа 1999 года, в этот день было дано согласие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подписан соответствующий Указ Президента Российской Федерации. По предложению В.В. Путина в новом российском правительстве были сохранены все ключевые фигуры «Правительства Степашина». В частности, в течение нескольких дней первыми заместителями Председателя Правительства Российской Федерации были вновь назначены Н.Е. Аксененко и В.Б. Христенко. Заместителями Председателя Правительства Российской Федерации вновь стали И.И. Клебанов, В.И. Матвиенко и В.Н Щербак. Министром финансов Российской Федерации остался М.М. Касьянов, а Министром экономики Российской Федерации – А.Г. Шаповальянц.

Самыми неотложными задачами «правительства Путина» после его формирования становятся урегулирование конфликта на Северном Кавказе, борьба с терроризмом, ликвидация чрезвычайных ситуаций и оказание срочной помощи пострадавшему населению ряда субъектов Российской Федерации. Сразу после своего назначения В.В. Путин демонстрирует жесткую, непримиримую позицию в отношении действий террористов на Северном Кавказе. Опыт долгих лет урегулирования чеченского кризиса позволил к этому времени, наконец, выработать четкие, понятные зарубежной и российской общественности формулы отношения к конфликту в Чеченской Республике и юридические основания для федерального вмешательства. Важную роль в этом сыграл принятый еще 25 июля 1998 года  Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который определил «правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом». Символично, что на следующий год именно в этот день, 25 июля 1999 года, В.В. Путин был назначен директором Федеральной Службы Безопасности России.

Уже 13 августа 1999 года исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», проходившем в Томске, заявил, что «не исключает нанесения ударов по базам боевиков на территории Чеченской Республики». 29 августа в Кадарской зоне (Буйнакский район Республики Дагестан), где с августа 1998 г. существовал ваххабитский анклав (так называемая «отдельная исламская территория») началась крупномасштабная войсковая операция федеральных сил против чеченских террористов и местных ваххабитов с использованием реактивной артиллерии и боевой авиации. В конце августа по инициативе В.В. Путина правительству Республики Дагестан выделяется бюджетная ссуда в размере 300 млн. рублей и оказывается финансовая помощь на 112 млн. рублей для преодоления последствий террористических акций, проведения аварийно-спасательных работ и оказании помощи гражданам, вынужденно покинувшим места постоянного проживания. К середине сентября федеральными силами полностью были ликвидированы остатки террористов, вторгшихся на территорию Республики Дагестан.

Одновременно первому «Правительству Путина» пришлось столкнуться с новыми угрозами национальной безопасности, поскольку боевики, терпящие поражение в открытых столкновениях с федеральными силами, начинают тайную террористическую войну внутри страны. В первой половине сентября 1999 года в различных городах Российской Федерации происходит несколько масштабных террористических актов. 4 сентября был взорван многоэтажный жилой дом в городе Буйнакске (Республика Дагестан). 9 и 13 сентября происходят взрывы многоэтажных жилых домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в городе Москве. Наконец, 16 сентября - взрыв многоэтажного жилого дома в городе Волгодонске (Ростовская область).

Кардинальный поворот в общественном сознании в поддержку жестких действий федеральных сил совершился после того, как терроризм, поначалу локализованный где-то «на окраине большой страны» и потому казавшийся почти виртуальным порождением СМИ, «вдруг» вышел за границы Чеченской Республики и превратился в реальную угрозу для каждого. Теперь общество ждало от Президента и Правительства по-настоящему решительных шагов. И эти шаги не заставили себя ждать. Президент и Правительство Российской Федерации принимают решение о начале контртеррористической операции на территории Чеченской Республики Российской Федерации. В отличие от ситуации с вводом федеральных сил на территорию Чеченской Республики в 1994-1995 годах теперь силовые действия Президента и Правительства впервые активно поддержаны Государственной Думой, общественностью и СМИ.

23 сентября 1999 года Президент Российской Федерации принял Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» , на основании которого была образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации «с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации». Этим же документом был создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации. В тот же день, 23 сентября 1999 года, принято решение о проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Федеральная авиация начала бомбардировки города Грозного и его окрестностей.

29 сентября Государственная Дума приняла Постановление «О ситуации на Северном Кавказе», в котором заявила, что «поддерживает принятые в последнее время решительные и жесткие меры Правительства Российской Федерации по вытеснению незаконных вооруженных формирований с территории Республики Дагестан и их полному уничтожению, а также по борьбе с терроризмом на всей территории Российской Федерации». Тем не менее, депутаты сочли меры, предпринимаемые федеральным центром на Северном Кавказе «запоздавшими», а причиной сложившей ситуации назвали «невнимание» Президента и Правительства Российской Федерации к проблемам Северного Кавказа. Для исправления ситуации Государственная Дума предложила Президенту Российской Федерации создать государственную комиссию по проблемам Северного Кавказа с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также образовать в структуре федеральных органов исполнительной власти государственный комитет по делам Северного Кавказа.

5 октября 1999 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выступил с Заявлением «Для прессы по итогам консультативного совещания с группой видных российских политиков по проблеме чеченского урегулирования». В частности, он сказал: «Сообщаю, что сегодня создана специальная Правительственная комиссия, в задачи которой входит социальная реабилитация территорий Чеченской Республики, находящихся под контролем федеральной власти. Руководить работой комиссии будет Валентина Ивановна Матвиенко. Главным объектом работы Правительственной комиссии должны стать люди, их заботы и нужды. Начнем с первоочередных задач - бытового, материального, медицинского обеспечения. Позже перейдем к более серьезному обустройству. Никакой гуманитарной катастрофы не будет. На сегодняшний день этот термин используется исключительно для организации информационного и политического давления на федеральные органы власти с целью придать конфликту интернациональный характер. Чеченская Республика была и остается частью Российской Федерации. Мы имеем дело с исключительно внутренним конфликтом. И решать проблемы будем собственными силами. Этих сил у власти достаточно: и военных, и политических. Хочу еще раз подчеркнуть, что Россия - мирная страна. Мы не воюем. Мы защищаем право граждан России на безопасность и мир. Если гражданский мир в опасности, Правительство обязано действовать жестко и эффективно. Жестко и в рамках закона». Через неделю Правительство Российской Федерации приняло Заявление «О ситуации в Чеченской Республике и мерах по ее урегулированию», в котором отметило, что считает необходимыми «жесткие и решительные меры по восстановлению действия Конституции Российской Федерации на всей территории Чечено-Ингушской Республики, возвращению ее населения к мирной и спокойной жизни. Правительство Российской Федерации стремится покончить с терроризмом и преступностью в Чеченской Республике не только силовыми методами, но и путем диалога с политическими силами как в самой Чеченской Республике, так и за ее пределами, со всеми теми, кто открыто заявляет об осуждении терроризма и преступности».

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации полностью поддержала избранные Правительством Российской Федерации меры по урегулированию ситуации в Чеченской Республике, заявив, что они соответствуют Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. И предложила федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации поддержать деятельность Правительства Российской Федерации по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. В середине ноября, когда активизировались попытки остановить контртеррористическую операцию в Чеченской Республике, в том числе путем международного давления, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Постановление «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике». В этом документе, в частности, отмечалось: «Российская Федерация ведет антитеррористическую операцию, освобождая территорию Чеченской Республики от незаконных вооруженных формирований. Однако некоторые политические силы при поддержке определенных кругов за пределами России прилагают усилия для того, чтобы остановить данную операцию, инициировать переговоры Правительства Российской Федерации с Правительством Чеченской Республики. Ставится цель сохранить террористические бандформирования на территории Чеченской Республики, дать им передышку, что еще более осложнит ситуацию на Северном Кавказе и приведет к разрастанию межнациональных конфликтов. В средствах массовой информации распространяются сообщения о необходимости присутствия на территории Чеченской Республики международных наблюдателей и даже высказываются требования о введении международных санкций против Российской Федерации».

Поддержка законодателей, единство всех ветвей власти, которых так не хватало Президенту и Правительству России на первых этапах урегулирования кризиса в Чеченской Республики, сыграли важную роль в успешном завершении контртеррористической операции на Северном Кавказе. Уже 30 ноября 1999 года Правительство Российской Федерации утвердило План мероприятий по обеспечению организованного возвращения населения на территорию Чеченской Республики. На первом этапе предполагалось возвращение вынужденных переселенцев в зоны безопасности Надтеречного, Шелковского, Наурского, Гудермесского и Ачхой-Мартановского районов. На втором этапе – возвращение оставшихся вынужденных переселенцев, в том числе из других субъектов Российской Федерации, в освобожденные районы Чеченской Республики. На следующий день, 1 декабря 1999 года российское правительство приняло Постановление «О мерах по нормализации общественно-политической ситуации на территории Чеченской Республики». В частности, в Чеченской Республике создавалось представительство Правительства Российской Федерации. Кроме того, федеральным органам исполнительной власти поручалось разработать программу первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики.

Разумеется, проведение контртеррористической операции в Чеченской Республике и борьба с терроризмом на территории России были лишь частью обширной повестки дня «Правительства Путина». Активно продолжалась работа по реализации стратегического курса реформ – бюджетно-финансовая стабилизация, развитие приватизации, обеспечение социальных гарантий населению, создание предпосылок к новому экономическому росту, но при этом ключевым инструментом политики правительства стало «возвращение государства в экономику» с целью исправления возникших «провалов рынка». В частности, 9 сентября 1999 года была принята новая Концепция управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации. Как отмечалось в документе, «в сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики». Усиление роли государства в этой сфере трактовалось «Правительством Путина» как создание «стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью».

Пожалуй, одним из главных результатов работы российского правительства этого периода являются шаги по наведению порядка в бюджетной сфере и восстановлении российской банковской системы после событий августа 1998 года. Например, 11 октября 1999 года Правительство Российской Федерации приняло решении о реструктуризации кредиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти, которая образовалась в результате недофинансирования расходов за счет средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 1999 года. Чуть раньше, в конце сентября, был сформирован Совет директоров государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО) во главе с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко. Генеральным директором АРКО стал Александр Владимирович Турбанов.

А 1 декабря 1999 года по распоряжению Правительства Российской Федерации началась работа по подготовке нового стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу под руководством первого заместителя Министра государственного имущества Российской Федерации Германа Оскаровича Грефа. В центре дискуссий о стратегии социально-экономического развития оказался вопрос об обеспечении темпов экономического роста при одновременном решении задач структурной трансформации российской экономики. Методы макроэкономического регулирования дополняют институциональные реформы, которые составляют суть «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года»». Этот документ, разработанный под руководством Г.О. Грефа и впервые опубликованный 12 мая 2000 года, получил название «Стратегической программы Грефа» и был связан с перенесением центра внимания уже на экономический рост и модернизацию страны в условиях современного постиндустриального общества. А сам Г.О. Греф 18 мая 2000 года был назначен Министром экономического развития и торговли Российской Федерации.

19 декабря 1999 года в России состоялись очередные выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В выборах по общефедеральному округу пытались участвовать 93 избирательных объединения и партии, 28 из них были допущены к выборам, а 5% «барьер» преодолели только 6 избирательных объединений:

            Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – 24,29%;

            Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») – 23,32%;

            Отечество – Вся Россия (ОВР) – 13,33%;

            Союз правых сил (СПС) – 8,52%;

            Блок Жириновского (ЛДПР) – 5,98%,

            «Яблоко» – 5,93%

В результате объединения голосов депутатов, представляющих движения «Единство», «Отечество – Вся Россия» и Союз правых сил, а также части депутатов, победивших в одномандатных округах, в Государственной Думе впервые в современной истории России было создано устойчивое проправительственное большинство, что открыло дорогу ускорению экономических реформ и стабилизации общественной жизни.

31 декабря 1999 года (фактически, впервые за все время российских реформ) закон о федеральном бюджете на следующий, 2000 год был принят в году предыдущем. Бюджет был составлен с профицитом (за исключением расходов на обслуживание государственного долга) не менее 3,18% объема ВВП и предельным дефицитом в размере 1,08 % объема ВВП. Необходимо учесть, что в 1999 году достигнутая бюджетная стабильность явилась результатом не сокращения бюджетных обязательств государства, а, скорее, обесценения этих обязательств. Тем не менее, девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке и дала толчок импортозамещающему росту производства на базе имеющихся мощностей (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Увеличение экспорта в условиях улучшившейся в конце 1999 года конъюнктуры рынка энергоресурсов и расширения возможностей экспортных отраслей стимулировало вторую волну экономического роста (в период осенью 1999 – летом 2000 года). Это, в частности, позволило российскому правительству начать в IV квартале 1999 года погашение кредиторской задолженности федеральных органов государственной власти, которая образовалась в результате недофинансирования расходов за счет средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 1999 года.

1999 год ознаменовал начало кардинально нового этапа в развитии российской экономики. Наряду с достижением денежной стабилизации (1995-1996 годы), преодоление фискального кризиса (так было принято называть проблемы с собираемостью налогов) и девальвация национальной валюты - рубля (1998 год) обеспечили повышение привлекательности реального сектора экономики для потенциальных инвесторов и создали предпосылки экономического роста. В свою очередь, устойчивый экономический рост стал основой политической стабилизации в России. В течение 2000 года произошел рост золотовалютных резервов страны, которые по итогам 2000 года в два с половиной раза превысили показатели августа 1998 года и достигли 28 млрд. долларов США. В целом к 2000 году уровень промышленного производства составил в среднем по стране 56 % к уровню 1990 года, а в ряде регионов превысил этот уровень. Расширение спроса на продукцию отечественных производителей также дало толчок и развитию сельскохозяйственного производства. Начало промышленного подъема сопровождалось ростом занятости и быстрым повышением доходов населения. В экономике Российской Федерации началась фаза устойчивого экономического роста.

Именно об этом говорил весной 1999 года первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в своем последнем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации: «Накануне нового тысячелетия России необходимо иметь ясные экономические ориентиры и стратегическую программу действий с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах экономического развития нашей страны. Такая программа должна стать результатом согласия и совместной работы всех ветвей власти при конструктивной поддержке всего общества <…> К сожалению, мы часто путали цель с различными средствами ее достижения. На первоначальном этапе были либерализация цен и приватизация, на следующем - стабилизация курса рубля и подавление инфляции, затем - битва с нерадивыми налогоплательщиками и неплатежами. Однако все это не может быть целью. Это - средства ее достижения. А цель у любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Именно ради достижения этой цели граждане платят налоги, терпят административное принуждение и соглашаются на ограничение в реализации своих прав. Способ достижения указанной цели - создание демократического общества, динамично развивающегося на основе эффективной современной рыночной экономики, высоких технологий, сохраняющего лучшие традиции российской истории, великое культурное наследие и духовные ценности нашей страны <…> Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. <…> Без интеграции российской экономики в мировое рыночное хозяйство невозможно строительство солидного экономического фундамента нашей страны. Стратегическая задача России - войти в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам XXI века <…> Лимит испытаний исчерпан. Формула нашего движения в новое столетие - жизнь без социальных потрясений и революционных экспериментов, общественное согласие во имя благополучия и процветания. Девиз века - конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы».

31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин заявил о своей добровольной отставке с поста Президента Российской Федерации и о назначении Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина исполняющим обязанности главы российского государства. В своем новогоднем обращении Б.Н. Ельцин, в частности, сказал: «Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку <…> Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми — умными, сильными, энергичными — людьми. Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше. В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал указ о возложении обязанностей президента России на председателя правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев, в соответствии с Конституцией, он будет главой государства. А чер+ез три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы президента. Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года. Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы! Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие».

26 марта 2000 года состоялись досрочные выборы Президента Российской Федерации. Из двенадцати кандидатов, зарегистрированных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в бюллетень для голосования было включено 11 кандидатов. Всего в списки было включено 109372043 избирателя, явка составила 68,84%. Первая тройка: Владимир Владимирович Путин – 52,99%, Геннадий Андреевич Зюганов – 29,24%, Григорий Алексеевич Явлинский – 5,80%.  Президентом Российской Федерации избран В.В. Путин. В 2004 году В.В. Путин был повторно избран Президентом Российской Федерации. В 2008 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации В.В. Путин не стал выдвигать свою кандидатуру на очередных выборах Президента страны. Выборы Президента Российской Федерации состоялись 2 марта 2008 года. Из восемнадцати кандидатов были официально зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и включены в бюллетень для голосования 4 человека. Всего в списки были включено 107240529 избирателей, явка составила 69,70%. Первая тройка: Дмитрий Анатольевич Медведев – 70,28%, Геннадий Андреевич Зюганов – 17,72%, Владимир Вольфович Жириновский – 9,36%. Президентом Российской Федерации избран Д.А. Медведев. По его инициативе Председателем Правительства Российской Федерации 8 мая 2008 года был вновь назначен В.В. Путин, который проработал на этом посту с 8 мая 2008 до 7 мая 2012 года.

А. Яник, С. Попова

Сообщение ИА «Интерфакс» от 27 апреля 1999 г. «Новое назначение Степашина означает возрастание давления на левых и демонстрацию силы Кремля»; GAZETA.RU «Телеобращение Ельцина: полный текст». 1999. 9 августа // http://gazeta.ru/daynews/09-08-1999/17eltsinword.htm; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 августа 1999 г. № 4276-II ГД «О даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Путина Владимира Владимировича на должность Председателя Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 34. Ст. 4219; Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1999 г. № 1052 «О Председателе Правительства Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 18 августа; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // СЗ РФ. 1998.  № 31. Ст. 3808; Сообщение ИА «РБК» от 13 августа 1999 г. //  http://old.cry.ru/text.shtml?199908/19990813142717.inc; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 1999 г. № 1293-р «О преодолении последствий террористических акций в Республике Дагестан» // СЗ РФ. 1999. № 35. Ст. 4373; Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г.  № 1255с (Выписка) «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002.  № 13. Ст. 1203; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 сентября 1999 г.  № 4378-II ГД «О ситуации на Северном Кавказе» // СЗ РФ. 1999.  № 41. Ст. 4886; Заявление Председателя Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. «Для прессы по итогам консультативного совещания с группой видных российских политиков по проблеме чеченского урегулирования» // Российская газета. 1999. 6 октября; Заявление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1999 г. «О ситуации в Чеченской Республике и мерах по ее урегулированию» // Российская газета. 1999. 24 октября; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 ноября 1999 г.  № 4556-II ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» // СЗ РФ. 1999.  № 47. Ст. 5679; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1999 г.  № 2001-р <Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению организованного возвращения населения на территорию Чеченской Республики> // СЗ РФ. 1999.  № 49. Ст. 6060; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1999 г.  № 1320 «О мерах по нормализации общественно-политической ситуации на территории Чеченской Республики» (вместе с «Положением о представительстве Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике») // СЗ РФ. 1999.  № 49. Ст. 6004; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1999 г. № 1617-р «О погашении кредиторской задолженности федеральных органов государственной власти» // Российская газета. 1999. 13 октября; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 2021-р «О разработке стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» // СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6247; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года // Коммерсантъ. 2000. 12 мая; Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 277-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» // СЗ РФ. 1999.  № 1. Ст. 10; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия – на рубеже эпох» (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации // Российская газета. 1999. 31 марта; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г.  № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999.  № 1. Ст. 109; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ 1999.  № 1. Ст. 110; Обращение Президента Б.Н. Ельцина к гражданам России 31 декабря 1999 года // Коммерсантъ. 2000. 5 января.