Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Исследование Вернуться к списку »

«Правительство Примакова» (11 сентября 1998 – 12 мая 1999)

Формирование «Правительство Примакова» стало возможным в результате компромисса между Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Его создание также сыграло роль символа завершения политического противостояния и прологом согласованной работы всех ветвей власти по преодолению последствий глобального финансового кризиса, или «августовского дефолта» 1998 года. 

Сам Евгений Максимович Примаков не имел опыта хозяйственного управления; однако его высокий личный авторитет государственного деятеля и ученого-международника, в итоге, позволил погасить в сжатые сроки политическое противостояние, не дать ему распространится на российские регионы, что демонстрировало высокие адаптационные возможности российской политической системы. Как показали дальнейшие события, рыночная экономика России также продемонстрировала свою высокую эффективность, когда менее чем через год после дефолта перешла в новое состояние, характеризующееся параметрами устойчивого роста.

Как известно, волна мирового, так называемого Азиатского кризиса привела 17 августа 1998 года к полномасштабному кризису российской финансовой системы, которой получил название «дефолта» в связи с отказом «Правительства Кириенко» от выполнения ряда обязательств по внутреннему государственному долгу. В свою очередь, дефолт спровоцировал резкое обострению политической ситуации, когда депутаты Государственной Думы потребовали от Б.Н. Ельцина досрочно прекратить президентские полномочия и уйти в отставку. В ответ Президент страны решает отправить в отставку «Правительство Кириенко» и возлагает исполнение обязанностей главы российского правительства вновь на Виктора Степановича Черномырдина. Именно этому «Несостоявшемуся правительству Черномырдина» удается принять первые самые важные антикризисные решения, но его деятельность разворачивается на фоне эскалации политического кризиса. Глава фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов публично дезавуирует свое предварительное согласие поддержать кандидатуру В.С. Черномырдина, представители ряда депутатских фракций и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации настаивают на изменении конституционного порядка формирования российского правительства и начинают выдвигать кандидатуры, альтернативные В.С. Черномырдину. В рамках согласительных процедур Президент Российской федерации добивается согласия о целесообразности вхождения в состав Правительства Российской Федерации Е.М. Примакова, И.Д. Сергеева, С.В. Степашина, Б.Г. Федорова и С.К. Шойгу. 7 сентября 1998 года Б.Н. Ельцин проводит в Кремле специальный «Круглый стол» по обсуждению задач и перспектив нового правительства, однако Государственная Дума в этот же день вновь отклоняет кандидатуру В.С. Черномырдина. Чтобы завершить политический кризис, Президент Российской Федерации предлагает 10 сентября 1998 года Государственной Думе для рассмотрения кандидатуру Министра иностранных дел Российской Федерации Е.М. Примакова. На следующий день Указом Президента Российской Федерации Е.М. Примаков назначается Председателем Правительства Российской Федерации.

Фактически это было первое в истории современной России правительство, которое, по крайней мере, в первые месяцы после своего создания пользовалось полной поддержкой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. По составу первых лиц «Правительство Примакова» напоминало коалиционное первое «Правительство Черномырдина» образца 1992-1996 годов. Первыми заместителями Председателя Правительства Российской Федерации были назначены бывший член Политбюро ЦК КПСС Ю.Д. Маслюков, бывший председатель Ленинградского областного Совета народных депутатов, и губернатор Ленинградской области В.А. Густов. Заместителями Председателя Правительства Российской Федерации стали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Греческой Республике В.И. Матвеенко и бывший заместитель Председателя Совета Министров РСФСР и глава Межреспубликанского продовольственного комитета СССР Г.В. Кулик. Тот же «коалиционный принцип» был использован при назначении ключевых министров. Например, министром финансов «Правительства Примакова» остался М.М. Задорнов, Министерство экономики Российской Федерации возглавил бывший первый заместитель министра экономики и финансов «Правительства Ельцина-Гайдара» А.Г. Шаповальянц. По предложению мэра города Москвы Ю.М. Лужкова руководителем Госналогслужбы Российской Федерации стал Г.В. Боос. По предложению фракции Либерально-демократической партии России в Государственной Думе Министром труда и социального развития был назначен С.В. Калашников. Министром внутренних дел Российской Федерации стал бывший народный депутат, директор ФСБ России и министр юстиции во втором «Правительстве Черномырдина» С.В. Степашин. Председателем Центрального банка Российской Федерации вместо С.К. Дубинина был вновь назначен В.В. Геращенко.

Идея компромисса нашла свое воплощение и в структуре «Правительства Примакова». С одной стороны, была сохранена уже привычная трехуровневая структура: федеральное министерство - государственный комитет - агентство (служба, надзор). С другой стороны, идея «служебного правительства», каким было правительство С.В. Кириенко, была отвергнута и, фактически, восстановлена ведомственная структура органов исполнительной власти. В частности, были вновь образованы Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, министерства региональной и национальной политики России, Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и Министерство торговли Российской Федерации. Были восстановлены Государственный земельный комитет Российской Федерации и Государственный комитет России по делам молодежи.

Главной причиной финансового кризиса, приведшего к дефолту, по мнению «Правительства Примакова», стали не столько ошибки предшественников, которые, безусловно, имели место, сколько общее ослабление системы государственного управления. 17 ноября 1998 года в совместном Заявлении Правительства и Совета директоров Центрального банка Российской Федерации было отмечено: «…в целях снижения остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса требуются немедленные и чрезвычайные действия <…> всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего российского общества. Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп. Правительство Российской Федерации считает первоочередной задачей обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса <…> Важнейшим условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства за счет, с одной стороны, объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные функции этих корпораций на данном этапе – улучшение менеджмента, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции. Создание таких корпораций может качественно улучшить положение дел с налоговыми платежами, гарантированием взаиморасчетов между организациями, своевременным погашением кредитов, поддержанием необходимого уровня ликвидности. С другой стороны, государство совместно с органами местного самоуправления должно оказывать всемерную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентной среды. Мировой опыт показывает, что ускорение экономического развития и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса, и это должно стать заботой как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления».

В тот же день Центральный банк Российской Федерации утвердил «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год». По мнению Банка России, «основными задачами макроэкономической политики на 1999 год являются удержание инфляционных процессов на уровне, ограничивающем рост цен в пределах до 30%, а также ограничение спада в экономике в пределах 3%. С учетом складывающейся динамики цен производителей промышленной продукции и потребительских цен номинальное значение ВВП составит порядка 3800 - 4000 млрд. рублей. Выполнение намеченных задач будет способствовать поддержанию реальных располагаемых доходов населения на уровне 1998 года и ограничению роста численности безработных». В том же заявлении было указано, что «на ближайшие полгода целями реструктуризации банковской системы являются:

  • восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;
  • увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей;
  • восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, в том числе иностранных;
  • недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;
  • отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка;
  • привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;
  • восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского денежного рынка»

Таким образом, главными неотложными задачами «Правительства Примакова» объявляются разработка и реализация мер по восстановлению банковской системы России и принятие действительно сбалансированного федерального бюджета. Для восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, Правительство и Центральный банк России, «опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем», в своем Заявлении объявляют о создании открытого акционерного общества небанковской кредитной организации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО).

24 ноября 1998 года Правительство Российской Федерации заявило о том, что «жесткий дефицит валютных ресурсов, возникший в результате глубокого финансового кризиса, затрудняет выполнение обязательств в соответствии с имеющимися графиками платежей на оставшийся период 1998 года и 1999 год», и обратилось к зарубежным кредиторам с просьбой о реструктуризации обязательств бывшего Советского Союза, имея в виду согласовать такие объемы платежей и график погашения, которые отвечали бы возможностям России обслуживать внешний долг. При этом Правительство Российской Федерации подчеркнуло готовность платить по собственным долгам, возникшим после 1 января 1992 года, в том числе платежи по еврооблигационным займам Российской Федерации. Буквально через несколько дней был принят Федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации», в котором впервые законодательно определены «правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности». Таким образом, были заложены правовые основы для развития в новых условиях инвестиционной и инновационной деятельности государства.

В плане преодоления последствий бюджетного кризиса в конце декабря 1998 года был повышен статус и расширены полномочия Государственной налоговой службы Российской Федерации, которая, по предложению Е.М. Примакова, была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.  Теперь на этот федеральный орган исполнительной власти были возложены разработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

«Правительством Примакова» была также образована рабочая группа по подготовке проекта очередной среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации под руководством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.Д. Маслюкова. В состав рабочей группы, в частности, вошли: Л.И. Абалкин, А.Р. Белоусов, О.В. Вьюгин, С.Ю. Глазьев, М.Г. Делягин, И.С. Матеров и А.Г. Шаповальянц. Наконец, в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1998 год» специальным федеральным законом были внесены изменения и дополнения, обеспечивающие целевое финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, переданных в муниципальную собственность в 1996–1998 годах и погашение бюджетных ссуд, выданных субъектам Российской Федерации на погашение задолженности работникам бюджетной сферы и покрытие кассовых разрывов.

Дефолт по внутреннему государственному долгу, и девальвация рубля привели к «естественному сокращению» уровня государственных расходов, а из-за роста цен повысились доходы федерального бюджета.  В этих условиях новому российскому «Правительству Примакова» удалось проводить жесткую бюджетную политику и добиться утверждения Государственной Думой сбалансированного (с минимальным дефицитом) проекта федерального бюджета на 1999 год. Пожалуй, главной заслугой «Правительства Примакова» стала именно предельно жесткая финансовая политика, несмотря на разного рода «антирыночные» заявления, вроде риторики работавшего еще в Совете Министров СССР Ю.Д. Маслюкова о «дедолларизации» экономики или попытки самого Е.М. Примакова восстановить государственную монополию на алкогольную продукцию.

Одновременно Правительство Российской Федерации принимало меры, направленные на реализацию социальной функции государства и смягчение последствий перехода к рынку. Например, в самом начале января 1999 года были утвержден и широко комментировался в СМИ документ под названием «Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации», в котором были указаны гарантированные размеры минимальной оплаты труда и пенсии, разного рода социальных пособий и выплат, уровень нормальной продолжительности рабочего времени и т.д. «Правительство Примакова» вернулась к идее восстановления покупательной способности сбережений граждан, потерянных в пореформенный период, и специальным федеральным законом установила базовую стоимость необходимого социального набора в размере 464 рубля СССР (этот показатель был необходим для определения единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан).

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» был принят 22 февраля 1999 года. Предельный дефицит федерального бюджета на 1999 год был установлен в сумме 101370,5 млн рублей, или 2,54 процента от валового внутреннего продукта. В качестве основных целей экономической политики на 1999 год были установлены следующие:

  • преодоление последствий происшедшего в 1998 году финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста во втором полугодии 1999 года;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга Российской Федерации с учетом достигнутых договоренностей с кредиторами;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
  • снижение неплатежей, сокращение не денежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом

Главной задачей бюджетной политики «Правительства Примакова» на 1999 год становится обеспечение превышения доходов федерального бюджета над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации) в сумме не менее 65,5 млрд рублей, или 1,64 процента валового внутреннего продукта.

Особое внимание при этом уделяется повышению эффективности государственной бюджетной политики. В своем Послании Правительству Российской Федерации «О бюджетной политике на 2000 год» Президент Российской Федерации сформулировал основные требования к государственной бюджетной политике:

«1. Реалистичность. Ошибки в прогнозировании социально - экономического развития, недооценка последствий негативных процессов, развивающихся в экономике, социальной сфере и финансовом секторе, обрекают бюджетное планирование на неудачу. 1998 год доказал это самым болезненным для страны образом.

Особое внимание - к прогнозу динамики валютного курса рубля, платежного баланса и темпов инфляции.

2. Федеральный бюджет на 2000 год должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств. Иначе он так и останется основным генератором цепочек неплатежей в экономике. Каким будет исполнение бюджета - таким во многом будет и отношение к Правительству Российской Федерации.

3. Федеральный бюджет на 2000 год должен быть не менее жестким, чем бюджет на текущий год. Крайне важно превратить бюджет в действенный инструмент политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.

4. В бюджетной политике необходимо перенести акцент на увеличение доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет более решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы. Идти лишь по пути сокращения расходов - все равно что спускаться по лестнице, в конце которой абсолютное обнищание населения и распад страны.

5. Цели бюджетной политики должны быть более детализированы, чем в прошлые годы. Только тогда можно будет судить о подлинной результативности бюджетной политики: не об исполнении отдельных статей федерального бюджета, а о достижении определенных параметров экономики, социальной сферы, государственного сектора и так далее».

Весной 1999 года также были приняты важные федеральные законы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

В то же время весной 1999 года вопросы проведения активной экономической политики опять начинают отходить на второй план. Главным содержанием повестки дня становятся приближающиеся парламентские и будущие президентские выборы. Вновь происходит радикализация политической жизни России. Этому способствует ряд внешних и внутренних факторов. Например, практически одновременно с началом военной операции НАТО против бывшей Союзной республики Югославии руководители самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерии, нарушив все ранее достигнутые соглашения, начинают подготовку к введению «полного шариатского правления» и созданию параллельных органов власти в республике.

В своем Послании Федеральному Собранию «Россия – на рубеже эпох» Б.Н. Ельцин дает следующую характеристику момента и стоящих задач: «Как показывает опыт, именно несогласованность действий, а подчас и прямая конфронтация ветвей власти становятся серьезным препятствием на пути строительства сильного государства, на пути достижения политической и общественной стабильности. Именно “дефицит” согласия, выразившийся в хроническом противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти, стал причиной, не позволившей последовательно проводить реформы. С самого начала они осуществлялись в условиях острого политического противостояния и давления оппозиции, отрицавшей избранную стратегию преобразований. Многие из решений диктовались логикой политической борьбы, а не общественной и экономической целесообразностью. Год за годом принимались весьма жесткие, но не реалистичные бюджеты. Блокировалось развитие земельного рынка, тормозилась налоговая реформа, затягивалось обсуждение целого ряда важнейших законопроектов. Эти обстоятельства способствовали увеличению числа тактических ошибок, усилению тяжести их последствий для населения и экономики. Во многом в результате противостояния сложилось противоречивое законодательство. А ведь мировой опыт демонстрирует четкую взаимосвязь между качеством законодательной базы и успешной работой правительства, напрямую определяющую динамику экономического развития. В прошедшем году мы имели возможность еще раз в этом убедиться. Именно "законотворческий тупик" при принятии антикризисной программы стал непреодолимым препятствием для Правительства С.В. Кириенко и явился далеко не последней причиной его отставки. Одобрение парламентом кандидатуры Е.М. Примакова на пост Председателя Правительства позволило преодолеть серьезнейший политический кризис. Политическая стабилизация - несомненное достижение нынешнего Правительства. Но в оставшиеся полгода до выборов в парламент нужно выходить на новый этап работы - максимально использовать время для решения острых экономических задач <…> Согласие само по себе мало чего стоит, если за ним нет конкретных результатов в решении базовых экономических задач. Отсутствие ощутимых достижений в экономике может создать напряженность в отношениях Правительства и Государственной Думы, вернуть ее в режим конфронтации с исполнительной властью, к отказу в поддержке многих инициатив, в том числе в социальной и налоговой сферах».

На этом фоне прокоммунистическое большинство депутатов Государственной Думы (чей кандидат проиграл на президентских выборах 1996 года) делает все возможное, чтобы поставить под сомнение результаты и достижения последних лет. Начинается кампания по подготовке к пересмотру Конституции Российской Федерации и радикальной смене экономического курса страны. Главным элементом политического противостояния становится завершение процедур по подготовке импичмента Президента Российской Федерации, который назначается на середину мая 1999 года. В волну политических событий вовлекается и Правительство Российской Федерации. С одной стороны, «Правительство Примакова» к этому времени утрачивает безусловную поддержку со стороны Государственной Думы, поскольку его экономическая политика перестала соответствовать популистским ожиданиям депутатов и, вдобавок, сам Е.М. Примаков оказался гораздо более узнаваем и популярен, чем лидеры парламентской оппозиции. С другой стороны, на фоне общего предвыборного ажиотажа «Правительство Примакова» увлеклось собственной политической активностью и не отмежевалось с необходимой решительностью от идеи импичмента. Возможно, тому поспособствовали многочисленные экспертные прогнозы того времени по поводу президентского потенциала самого Е.М. Примакова.

В итоге, 12 мая 1999 года, накануне начала слушаний по импичменту, Президент Российской Федерации подписывает указ об отставке «Правительства Примакова», назначает исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Вадимовича Степашина и вносит его кандидатуру для утверждения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Возможность таких решений не была неожиданной, активно и публично обсуждалась в СМИ и экспертном сообществе того времени. В частности, за неделю до принятия указа Президента Российской Федерации газета «Файнэншл таймс» (Соединенное Королевство) написала: «В Москве все больше говорят о близящемся столкновении между президентом Борисом Ельциным и премьер-министром Евгением Примаковым, которое может завершиться на следующей неделе отставкой правительства <…> Некоторые аналитики заключили, что Ельцин проводит обычные маневры перед парламентским голосованием на следующей неделе по импичменту президента <...> Замдиректора Центра политических технологий Борис [Игоревич] Макаренко говорит, что Ельцин наверняка выгонит правительство, если Дума объявит ему войну на следующей неделе. Но, если парламент отступит, конфронтации можно избежать <...> Напряженность между Ельциным и Примаковым в последние недели нагнеталась. В среду во время круглого стола, показанного по телевидению, Ельцин прервал речь Примакова, когда тот рассказывал о своих планах. Президент настоял на том, чтобы Сергей Степашин, недавно назначенный первым вице-премьером, и возможный кандидат на пост премьер - министра, должен сидеть непосредственно рядом с Примаковым. Это напомнило те дни, когда место, занимаемое советскими лидерами в политической иерархии, определялось тем, где они стоят на мавзолее Ленина».

В тот же день Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением, в котором объяснил причины отставки «Правительства Примакова». Признав заслуги Е.М. Примакова на посту главы правительства в кризисный период после 17 августа 1998 года, Президент Российской Федерации вместе с тем отметил, что ситуация в экономике до сих пор далека от стабильности: «сейчас в России оснований для серьезного и стабильного экономического роста нет» – так охарактеризовал ситуацию Б.Н. Ельцин в своем телеобращении. По его мнению, Правительство Е.М. Примакова «полностью выполнило поставленную перед ними тактическую задачу», однако «в экономике мы по-прежнему топчемся на месте».

В ответ Государственная Дума принимает Заявление «О правительственном кризисе в России» и приступает к практической реализации процедуры импичмента. В Заявлении Государственной Думы, в частности, говорилось: «Принятое Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 12 мая 1999 года без проведения предварительных консультаций с Федеральным Собранием Российской Федерации, без отчета Председателя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, без видимых причин и оснований решение об отставке Правительства Российской Федерации во главе с Е.М. Примаковым означает новый шаг на пути нарастания кризиса власти, дальнейшего ослабления ее федеральных институтов <…> В сложившейся обстановке Государственная Дума предлагает Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, очередной раз ввергнувшему страну в правительственный кризис и непредсказуемое развитие событий, досрочно прекратить исполнение своих обязанностей и уйти в отставку».

15 мая 1999 года состоялось голосование по обвинениям, выдвинутым против Президента Российской Федерации с целью отрешения его от должности. Инициаторы импичмента не смогли набрать необходимого числа голосов ни по одному из пяти пунктов выдвинутых обвинений. Через четыре дня после провалившегося импичмента Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации дала Президенту Российской Федерации свое согласие на назначение С.В. Степашина Председателем Правительства Российской Федерации.

А. Яник, С. Попова

Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1087 «О Председателе Правительства Российской Федерации» // СЗ Ф. 1998. № 37. Ст. 4592; Заявление Правительства Российской Федерации и Совета директоров Центрального банка Российской Федерации «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» // Российская газета. 1998. 17 ноября; Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год // Вестник Банка России. 1998. № 84. 4 декабря; Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка России от 21 ноября 1998 г. № 5580п-П13 «О реструктуризации кредитных организаций» // Российская газета. 1998. 24 ноября; Заявление Правительства Российской Федерации <О выполнении обязательств по внешнему долгу> // Российская газета. 1998. 24 ноября; Федеральный закон от 26 ноября 1998 г.  № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998.  № 48. Ст. 5856; Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // Российская газета. 1998. 31 декабря; Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации (утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации по состоянию на 1 января 1999 г.) // Социальная защита. 1999. № 4, № 5; Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» // Российская газета. 1999. 11 февраля; Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; Послание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. «О бюджетной политике на 2000 год» // Российская газета. 1999. 13 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия – на рубеже эпох» (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета. 1999. 31 марта; Сообщение ИА «Интерфакс» от 7 мая 1999 г. «Россия: ставка – будущее Примакова»; Сообщение ИА «Интерфакс» от 12 мая 1999 г. «Ельцин объясняет в телеобращении причины замены Примакова на посту Премьер-министра РФ»; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 мая 1999 г. № 3961-II ГД «О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “О правительственном кризисе в России”» // СЗ РФ. 1999. № 20. Ст. 2422.