Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Исследование Вернуться к списку »

«Несостоявшееся правительство Черномырдина» (23 августа 1998 – 11 сентября 1998)

Короткая история несостоявшегося «третьего пришествия» Виктора Степановича Черномырдина на пост главы Правительства Российской Федерации полна драматических событий, которые были связаны не только лично с ним, но с кризисными процессами в российской экономике.

Весной 1998 года в условиях относительной финансовой стабилизации Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин решает отказаться от практики использования «тяжеловесов в политике» и сформировать новое чисто технократическое, или «служебное правительство». В итоге, в марте 1998 года на смену «Правительству Черномырдина» приходит «Правительство Кириенко». Несмотря на то, что Государственная Дума ранее неоднократно пыталась отправить «Правительство Черномырдина» в отставку утверждение С.В. Кириенко на посту главы российского правительства наталкивается на отчаянное, почти месячное, сопротивление прокоммунистического большинства депутатов (чей кандидат проиграл на президентских выборах 1996 года).

Президентом страны перед С.В. Кириенко была поставлена задача обеспечения нового качества экономического роста, прежде всего, за счет повышения эффективности государственного управления в преодолении так называемого фискального кризиса. Фактически, речь шла о необходимости создания новой налоговой системы и механизма контроля государственных расходов. Однако, пока планировались эти планы и формировалось новое правительство, резко ухудшилась ситуация на мировых финансовых рынках. Вслед за рядом других стран, российская финансовая система оказалась очень чувствительна к волне мирового, так называемого Азиатского кризиса. В итоге, вместо задачи обеспечения экономического роста «Правительству Кириенко» пришлось столкнуться с проблемами стабилизации экономической ситуации и ослабления воздействия мирового финансового кризиса на российскую экономику. Причем все это происходило в условиях, когда Государственная Дума, фактически, игнорировала все попытки «Правительства Кириенко» принять необходимые законодательные акты. Как известно, это привело 17 августа 1998 года к полномасштабному кризису российской финансовой системы, которой получил название «дефолта» в связи с отказом Правительства Российской Федерации от выполнения ряда обязательств по внутреннему государственному долгу. В свою очередь, дефолт привел к новому обострению политической ситуации, когда депутаты Государственной Думы опять стали требовать от Б.Н. Ельцина досрочно прекратить президентские полномочия и уйти в отставку. В ответ Президент страны решает отправить в отставку «Правительство Кириенко» и 23 августа 1998 года вновь возлагает исполнение обязанностей главы российского правительства на В.С. Черномырдина.

На следующий день после назначения В.С. Черномырдина исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации в средствах массовой информации начинается обсуждение предложений по выходу из кризиса в рамках создания так называемого «правительства согласия», опирающегося на большинство в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания России. Для проведения консультаций по формированию «правительства согласия» создается неформальная, так называемая «трехсторонняя комиссия» Совета Федерации Федерального Собрания, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. В комиссию входит ряд руководителей субъектов Российской Федерации во главе с Председателем Совета Федерации Егором Семеновичем Строевым, руководители фракций и депутатских групп Государственной Думы, работники Аппарата Правительства Российской Федерации и представители политической команды В.С. Черномырдина из движения «Наш дом – Россия».

Президент Российской Федерации подписывает специальный указ, которым поручает В.С. Черномырдину обеспечить «порядок реструктуризации обязательств, возникших по ранее выпущенным государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1998 года». В этот же день Правительство Российской Федерации принимает постановление о том, что, по согласованию с владельцами ГКО-ОФЗ, выпущенных до 17 августа 1998 года», осуществляется досрочный выкуп указанных государственных ценных бумаг с реинвестированием полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации». Эта мера реально защищала интересы российских и иностранных инвесторов в условиях стремительно падающего валютного курса, однако на валютном рынке, несмотря на принятые меры, продолжается паника, связанная с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и немецкой марке. Например, 26 августа 1998 года Центральным банком России специальным указанием были вообще отменены результаты ежедневных торгов по доллару США и введены временные ограничения на осуществление резидентами операций, связанных с движением капитала. В средствах массовой информации события этого дня, по аналогии с другими финансовыми кризисами в истории современной России, получили название «черной среды».

После событий «черной среды» в СМИ начинают циркулировать слухи о возможной отставке Президента Российской Федерации, которые активно распространяются прокоммунистическим большинством депутатов Государственной Думы. На волне этих слухов, представители фракции Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в Государственной Думе начинают поиск альтернативных В.С. Черномырдину кандидатур и называют имена мэра города Москвы Юрия Михайловича Лужкова и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строева. 28 августа 1998 года Президент Российской Федерации проводит встречу с В.С. Черномырдиным, Е.С. Строевым и Ю.М. Лужковым, по итогам которой делается заявление в СМИ о поддержке Е.С. Строевым и Ю.М. Лужковым кандидатуры В.С. Черномырдина на пост Председателя Правительства Российской Федерации. В этот же день была удовлетворена просьба об отставке заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е. Немцова, кроме того, А.Б. Чубайс был освобожден от исполнения функций специального представителя Президента Российской Федерации по связям с международными финансовыми организациями. Вечером 28 августа 1998 года в интервью бывшему председателю ВГТРК Н.К. Сванидзе, ведущему ежедневной информационно-аналитической программы «Подробности», Президент Б.Н. Ельцин делает три важных заявления. Он отвергает возможность своей досрочной отставки, заявляет о том, что не будет выставлять свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации в 2000 году и сообщает, что не собирается распускать Государственную Думу.

Президент Российской Федерации, чтобы быстро «разрядить» политическую ситуацию и сбить панические настроения на рынке, прибегает к своему испытанному в кризисах политическому оружию и предлагает «нулевой вариант». На следующий день после интервью Б.Н. Ельцина в рамках неформальной «трехсторонней комиссии» были предварительно согласованы основные параметры политического компромисса, который включал в себя:

  • взаимный отказ от выражения Государственной Думой недоверия российскому правительству;
  • отказ российского правительства от постановки вопроса о доверии себе;
  • отказ Президента страны от роспуска Государственной Думы в течение года с момента формирования нового Правительства России.

Также было достигнуто согласие всех сторон на предварительное утверждение Государственной Думой кандидатур федеральных министров, за исключением тех федеральных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Наконец, было решено начать процедуру изменения Конституции Российской Федерации с точки зрения расширения полномочий Государственной Думы по формированию Правительства России. Соглашение поддержали руководители фракций КПРФ, ЛДПР, движения «Наш дом – Россия». Блок «Яблоко» (Г.А. Явлинский) отказался поддерживать кандидатуру В.С. Черномырдина и в переговорах участвовал в качестве наблюдателя.

Исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин воспринимает принятые решения как знак доверия себе и проводимому им экономическому курсу. На следующий день, 29 августа 1998 года, он формирует рабочую группу по выработке неотложных мер для преодолению финансового кризиса во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – руководителем Госналогслужбы России Борисом Григорьевичем Федоровым. В группу, в частности, входят С.К. Дубинин, М.М. Задорнов, Я.М. Уринсон, И.И. Шувалов, А.Н. Костин, А.С. Волошин и А.Л. Мамут.

Однако 30 августа 1998 года в прямом эфире внеочередной передачи «Итоги» на НТВ председатель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов дезавуирует свое предварительное согласие поддержать кандидатуру В.С. Черномырдина на должность Председателя Правительства Российской Федерации. А на следующий день Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не утверждает, внесенную Президентом Российской Федерации, кандидатуру В.С. Черномырдина на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Глава государства вновь пытается убедить депутатов в правильности своего выбора и повторно вносит кандидатуру В.С. Черномырдина для утверждения.

Совет директоров Центрального банка России принимает новые меры по защите вкладов населения в банках Российской Федерации. В соответствии с решением Совета директоров запрещается проведение операций по договорам банковского вклада, заключенным до 1 сентября 1998 года, для банка «СБС-АГРО», «ИНКОМБАНКа», банка «МЕНАТЕП», Промстройбанка России, Мосбизнесбанка, «МОСТ-банка». Этим банкам в срок до 7 сентября 1998 года предложено заключить договоры со Сберегательным банком Российской Федерации о порядке передачи обязательств по вкладам населения.

В свою очередь, Президент Российской Федерации также продолжает усилия по достижению политического компромисса с Государственной Думой по поводу формирования нового правительства. Он подписывает 2 сентября 1998 года специальный указ, в соответствии с которым исполняющему обязанности Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину поручено «незамедлительно приступить к анализу соответствия структуры федеральных органов исполнительной власти современным требованиям и осуществлению мер по формированию нового состава Правительства Российской Федерации». Кроме того, в указе выражено «согласие с предложениями Черномырдина В.С. о целесообразности вхождения в состав Правительства Российской Федерации П.В. Крашенинникова, Е.М. Примакова, И.Д. Сергеева, С.В. Степашина, Б.Г. Федорова и С.К. Шойгу».

В этот же день было обнародовано Заявление трехсторонней комиссии «Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации». В Заявлении, в частности, констатируется, что «Российская Федерация   находится   в   состоянии   углубляющегося системного кризиса. Основными причинами резкого обострения финансового и социально-экономического положения являются принципиальные ошибки и серьезные недостатки в проводимой экономической политике, продолжающееся разрушение экономического потенциала, сокращение объема производства в ведущих отраслях экономики России, недооценка социальных факторов». Решением Государственной Думы заявление направлено Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Правительство Российской Федерации в качестве основы для разработки конкретной программы действий Правительства Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу.

4 сентября 1998 года депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей В.С. Черномырдина было достигнуто согласие на предварительное утверждение Государственной Думой кандидатур федеральных министров, за исключением тех федеральных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Соглашение поддержали руководители фракций КПРФ, ЛДПР, движения «Наш дом – Россия». Блок «Яблоко» (Г.А. Явлинский) вновь отказался поддерживать кандидатуру В.С. Черномырдина и в переговорах участвовал в качестве наблюдателя. Также было принято постановление Совета Федерации, в соответствии с которым предложено начать процедуру внесения поправок в законодательство и изменения Конституции Российской Федерации для расширения полномочий Государственной Думы по формированию Правительства Российской Федерации. Финансовый кризис перерастает в полномасштабный политический конфликт ветвей власти.

Поэтому утром 7 сентября 1998 года по инициативе Б.Н. Ельцина в Кремлевском зале заседаний Совета Безопасности проходит Круглый стол по обсуждению задач и перспектив нового Правительства Российской Федерации. В заседании участвовали Президент Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации и В.С. Черномырдин. Были приглашены руководители фракций и депутатских групп Государственной Думы, ряд членов Совета Федерации, председатели Федерации независимых профсоюзов России и объединения профсоюзов России СОЦПРОФ. Однако в этот же день Государственная Дума повторно отклоняет кандидатуру В.С. Черномырдина на должность Председателя Правительства Российской Федерации.

Чтобы завершить политический кризис, Президент Российской Федерации предлагает 10 сентября 1998 года Государственной Думе для рассмотрения уже ранее согласованную кандидатуру Министра иностранных дел Российской Федерации Е.М. Примакова. На следующий день Е.М. Примаков назначается Председателем Правительства Российской Федерации.

А. Яник, С. Поповаё

Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 1998 г. № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4383; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1998 г. № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.» // СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4409; Указание Центрального банка Российской Федерации от 26 августа 1998 г. № 328-У «О введении временных ограничений на осуществление резидентами операций, связанных с движением капитала» // Экономика и жизнь. 1998. № 37; Решение Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 г. «О мерах по защите вкладов населения в банках» // Российская газета. 1998. 4 сентября; Указ Президента Российской Федерации от 2 сентября 1998 г. № 1050 «О мерах по формированию Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4473; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 сентября 1998 г. № 2909-II ГД «О Заявлении “Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации”, принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4739; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 4 сентября 1998 г. № 403-СФ «О социально-экономической ситуации в стране» // СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4564.