Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

События

16 апреля 2015 г. в 12.00 ч. в Москве состоится круглый стол «Проблемы изучения и преподавания истории современной России»

Организатор мероприятия: Учебно-научный центр «Новая Россия. История постсоветской России» (Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета)

Для обсуждения участников предложены следующие проблемы:

-       понятие «постсоветская история»: проблемы периодизации;

-       методологический плюрализм современной российской и зарубежной историографии постсоветской России и основные дискурсы;

-       информационная среда и проблема источника в изучении социальных, экономических, политических и др. процессов в современной России;

-       учебники, учебные пособия и другие учебные материалы по постсоветской истории: дискуссии, формат, предназначение;

-       история современной России в междисциплинарном пространстве гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы.

Место проведения мероприятия: г. Москва, ул. Чаянова, д. 15, Российский государственный гуманитарный университет, ауд. 390 (7 корпус).

Телефон для справок: 8(495) 625-62-52.

 

Идет работа по реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Новая Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории на ближайшие годы станет основополагающим документом для совершенствования и развития исторического образования в нашей стране.

Отправной точкой для подготовки новой концепции стало поручение Президента Российской Федерации В.В.Путина о необходимости подготовки единых учебников истории, построенных в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории, которое Глава государства дал по итогам состоявшегося 19 февраля 2012 года заседания Совета по межнациональным отношениям. Необходимость создания новой линейки учебников по истории России объективно диктуется развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

В ходе подготовки новой концепции преподавания истории были сформулированы необходимые принципы, проведено широкое профессиональное и общественное обсуждение документа.

Проект концепции был одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года и окончательно утвержден РИО на своем собрании в мае 2014 года.

Глава государства В.В.Путин на состоявшейся 16 января 2014 года встрече с разработчиками концепции отметил, что «единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода».

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Практическая реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Источник: Встреча с авторами концепции нового учебника истории. 2014. 16 января – URL: http://www.kremlin.ru/news/20071; Новая концепция преподавания истории: единообразие, но не единомыслие. 2014. 18 ноября. – URL: http://минобрнауки.рф/новости/4601/

 

22 октября 2014 г. в Москве прошел круглый стол «Социокультурные факторы новой российской модернизации»

Организаторы круглого стола: Центр по исследованию социальных и социально-правовых показателей Института социально-политических исследований РАН; Высшая школа государственного аудита МГУ имени М.В.Ломоносова; Академический учебно-научный центр РАН-МГУ

Междисциплинарный круглый стол открыл декан ВШГА МГУ имени М.В.Ломоносова, д.ю.н., профессор Сергей Михайлович Шахрай, который предложил участникам в рамках свободной дискуссии «сверить часы», обсудив актуальные представления различных дисциплин о «человеческих измерениях» российской, а также высказать свое экспертное мнение о наиболее значимых трендах социокультурных изменений в современном российском обществе с учетом их влияния на перспективы перехода к новой модели экономического развития страны.

Ключевым «драйвером» дискуссии стал декан Экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, член Экономического совета при Президенте РФ,  д.э.н., профессор Александр Александрович Аузан, для которого вопросы модернизации являются одними из самых главных в списке его научных приоритетов. Профессор А.А.Аузан подчеркнул, что модернизацию целесообразно рассматривать не как задачу, а как проблему, решение которой неочевидно и зависит от факторов, трудно поддающихся формализации. В первую очередь – социокультурных. Он подчеркнул, что известные ученым две принципиально возможные траектории развития стран зависят от особенностей социального порядка («режим открытого доступа», «режим закрытого доступа»), а это делает практически невозможным «перепрыгивание» с одной траектории развития на другую. В такой ситуации успешная модернизация является скорее исторической флуктуацией. Тем не менее, модернизация становится возможной, если удается найти «национальную формулу модернизации», сочетающую модернизационное использование  традиций и продвижение модернизационных ценностей.

Результаты последних исследований ценностных ориентаций и приоритетов молодежи при выборе профессии и модели трудовой жизни представила руководитель Отдела социологии молодежи ИСПИ РАН. д.социол.н., профессор Юлия Альбертовна Зубок. Она, в частности, отметила амбивалентность системы ценностей молодых, в которой сочетаются традиции и модерн, и показала, что не существует прямой зависимости между традицией и отсталостью, как и между модерном и модернизацией. Напротив, многие ценности, относящиеся к традиционным, могут быть «мотором» модернизации, способствовать лучшей адаптации молодежи в условиях новой экономической модели.

Д.ю.н., профессор Сергей Вадимович Степашин подчеркнул необходимость контроля за расходованием ресурсов государства на модернизационные проекты. Одним из социокультурных барьеров развития он считает коррупционное мышление и коррупционные практики, пронизывающие практически все стороны жизни.

Ведущий научный сотрудник Центра социальных и социально-правовых показателей ИСПИ РАН, к.полит.н. Светлана Михайловна Попова обратила внимание участников на феномен множественности «социокультурных миров» в рамках единой России («вертикальные страты»), что ведет к одновременному воплощению в жизнь сразу нескольких конкурирующих стратегий развития и  моделей желаемого будущего.

В качестве «истории успеха» был представлен опыт модернизации ОАО «Российские железные дороги», о котором рассказал к.э.н., советник Президента ОАО РЖД Валерий Анатольевич Веремеев.

Активное участие в дискуссии приняли член-корреспондент РАН, директор Института истории естествознания и техники РАН Юрий Михайлович Батурин, д.социол.н., главный научный сотрудник ИСПИ РАН Владимир Ильич Чупров, член-корреспондент РАЕН, зам. главного редактора журнала «Мониторинг общественного мнения: Социальные и экономические перемены» Николай Петрович Попов, к.т.н., ведущий научный сотрудник ИСПИ РАН Андрей Александрович Яник.

Обмен мнениями между специалистами различных общественных и гуманитарных наук позволил более объемно и комплексно рассмотреть такие аспекты, как влияние социокультурных особенностей современной России на перспективы модернизации; оценка потенциала молодежи как агента модернизации; проблемы стратификации современного российского общества в свете прогнозирования динамики и успехов перемен.

В работе круглого стола приняли также участие магистранты и студенты ВШГА МГУ имени М.В.Ломоносова

Итоги дискуссии подвел директор Института социально-политических иследований РАН, академик Геннадий Васильевич Осипов. Основатель российской социологической школы отметил настоятельную необходимость повышения научности в сфере государственного управления. По его мнению, внедрение новейших достижений социальных наук в практику госуправления повысит качество принимаемых решений, прежде всего, по вопросам, связанным с определением целей и дальнейших путей модернизации России.

 

Елена Шапкина, участница проекта по разработке междисциплинарной информационно-аналитической платформы «История современной России»», избрана членом Общественной палаты Российской Федерации.

Елена Анатольевна Шапкина (род. 30 августа 1981) – кандидат юридических наук (2005), доцент кафедры государственного аудита Высшей школы (факультета) государственного аудита Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Окончила Московскую академию МВД России (2002), работала оперуполномоченным.

В 2006-2014 гг. - ведущий научный сотрудник, начальник отдела аспирантуры, подготовки научных кадров и повышения квалификации, Ученый секретарь Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (2006-2014).

Член Ассоциации юристов России, ответственный секретарь Комиссии Ассоциации юристов России (2007 - н/в).

Юрист в Европейском Суде по правам человека (2011-2012).

Эксперт международного сообщества по противодействию коррупции Программы развития ООН.

Член Европейского общества международного права.

Заместитель главного редактора журнала «Экологическое право», член редакционной коллегии журнала «Государственный аудит. Право. Экономика».

Разработчик учебных курсов «Антикоррупционная деятельность государства: для студентов высших учебных заведений» (2007), «Основы экономической безопасности и противодействия коррупции: курс повышения квалификации» (2009); «Государственно-частное партнерство: курс для студентов высших учебных заведений» (2012).

Автор более 40 статей и 2 монографий.

Сайт члена Общественной палаты Российской Федерации Е.А.Шапкиной - http://shapkinaelena.ru