Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Программы Вернуться в раздел

«Программа углубления экономических реформ Правительства Российской Федерации», июнь 1992 года.

Программа развивает комплекс мер радикальной экономической реформы, которые так и не были реализованы в СССР, и были начаты «Правительством Ельцина-Гайдара» в конце 1991 – начале 1992 годов.

В начале апреля 1992 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Егор Тимурович Гайдар освобождается от обязанностей Министра финансов Российской Федерации и полностью сосредоточивается на вопросах проведения радикальной экономической реформы. Именно с этого момента Е.Т. Гайдар становится фактическим главой российского правительства, хотя его формальное назначение исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации состоится только в июне 1992 года. В апреле Е.Т. Гайдаром создается рабочая группа во главе с Е.Г. Ясиным для подготовки проекта программы развития экономики России. В группу, в частности, входят известные экономисты: С.В. Васильев, А.П. Вавилов, С.Ю. Глазьев, Л.М. Григорьев, А.Г. Гранберг, А.Н. Илларионов и Ю.А. Петров. В мае 1992 года Я.М. Уринсон возглавляет еще одну межведомственную рабочую группу по проблемам структурной перестройки экономики. Результаты работ групп Е.Г. Ясина и Я.М. Уринсона летом 1992 года и лягут в основу Программы углубления экономических реформ.

В Программе был дан детальный анализ экономического наследия, доставшегося молодой России в результате господства командной экономики в СССР. В документе последовательно проведена идея множественности и параллельности развития процессов экономического реформирования. Особое внимание уделено формулированию задач и описанию условий реализации экономических реформ на трех ключевых этапах: этапе «кризисного развития» (1992-1993 гг.), этапе «восстановления народного хозяйства» и этапе «экономического подъёма».

Приведенный текст представляет собой начальный проект Программы углубления экономических реформ по состоянию на июнь 1992 года (см., подробности на сайте электронного Архива Гайдара: http://gaidar-arc.ru/). Окончательный текст Программы с небольшими изменениями и дополнениями был опубликован в августе 1992 года в специальном выпуске журнала «Вопросы экономики» (Программа углубления экономических реформ Правительства Российской Федерации // Вопросы экономики. 1992. № 8. С. 3-192).


Скачать в PDF

«План действий Совета Министров – Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году», 23 февраля 1993 года

В момент назначения Виктора Степановича Черномырдина главой российского правительства у него не было собственной развернутой программы экономических действий. Фактически, главным содержанием Плана действий первого «Правительства Черномырдина» стала идея завершения этапа радикальных экономических реформ. Целями правительства было объявлено: «достижение макроэкономической стабилизации в результате существенного снижения инфляции, замедление темпов падения производства, сохранения уровня жизни большинства населения, улучшение внешнеэкономического положения страны и подготовка на этой основе условий для стабильного долгосрочного экономического роста».

Тогдашняя социально-экономическая ситуация в России, эскалация «конституционного кризиса» - противостояния ветвей власти за право определять приоритеты развития страны, оставляли мало возможностей для достижения поставленных целей. Смысл Плана действий был в другом – послать ясный сигнал противоборствующим элитам о намерении нового российского правительства, которое пришло на смену «Правительства Ельцина-Гайдара», продолжить рыночные преобразования в экономике.


Скачать в PDF

Программа Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», 6 августа 1993 года.

Первая среднесрочная Программа первого «Правительства Черномырдина» стала также первым примером позиционирования «корабля российской экономики» с точки зрения успешности продвижения к заданным ориентирам. В этом документе были изложены уточненные представления о конечной цели реформ, а также задачи, которые необходимо решить в среднесрочный период. Как указано в Программе, «в России должна быть создана социально ориентированная, эффективная экономика - конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Она должна быть способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности».

Для подготовки проекта Программы в июле 1993 года была создана специальная комиссия под руководством первого заместителя Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации – Министра экономики Российской Федерации О.И. Лобова. В состав комиссии вошли известные экономисты, в частности, С.В. Алексашенко, С.А. Васильев, С.М. Игнатьев, А.Г. Шаповальянц и Е.Г. Ясин.

В Программе был сделан предварительный прогноз скорости прохождения этапов трансформации экономики: этап кризисного развития, по мнению разработчиков, должен был завершиться в 1994 году, экономическая стабилизация произойти в конце 1994 – 1995 году, а новый экономический подъем должен был начаться в 1996 году.


Скачать в PDF

Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах», 28 апреля 1995 года

Программа интересна, прежде всего, тем, что содержит детальные итоги реформирования российской экономики в 1992-1994 годах, когда происходили наиболее драматические события перехода от оказавшейся в глубоком кризисе планово-распределительной советской экономики к современной рыночной экономике. В ней впервые последовательно сформулированы основные закономерности переходного периода (транзита экономических систем) применительно к России. В ней также сформулированы основные барьеры и вызовы развития и намечены контуры экономического цикла, связанного с такой трансформацией.

В момент принятия программы действовала Программа Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», одобренная первым «Правительством Черномырдина» в августе 1993 года, еще до принятия новой Конституции Российской Федерации. Необходимость создания новой среднесрочной программы была обусловлена тем, что, по мнению разработчиков, созрели предпосылки для перехода к новому этапу реформ и развития российской экономики. Этот этап связывался с завершением периода кризисного развития и переходом к периоду экономической стабилизации. 


Скачать в PDF

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», 15 июня 1996 года

Для всестороннего учета интересов народов России и решения конкретных задач в сфере национальных отношений сформулирована необходимость государственной национальной политики Российской Федерации. Основными вопросами национальной политики, в частности, названы: сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией.


Скачать в PDF

Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах», 31 марта 1997 года

Ключевой задачей второго «Правительства Черномырдина», сформированного после повторного избрания в 1996 году Бориса Николаевича Ельцина Президентом Российской Федерации, стало продолжение усилий по экономической стабилизации и преодолению бюджетного кризиса, который возник еще в позднесоветской экономике. Для того, чтобы обеспечить позитивный перелом в динамике-социально-экономических процессов и была принята программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах».

В это время продолжала действовать Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах». Основной причиной утверждения новой среднесрочной программы до истечения действия прежней, стала необходимость представить комплекс мер, рассчитанных на срок полномочий вновь избранного Президента страны и отражающих его обязательства, взятые перед избирателями. Основным содержанием нового этапа преобразований в программе была указана структурная перестройка экономики. Указанная задача носила комплексный характер, строки ее реализации, безусловно, имели долгосрочный характер и формально выходили за заявленные временные рамки. Поэтому разработчики программы условились устанавливать в документе цели, имеющие долгосрочный характер, а формулировать задачи – среднесрочные, как было записано, «реально выполнимые в 1997 – 2000 годах». 


Скачать в PDF

«Программа Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов», 10 июля 1998 года

В истории современной России 1997 год стал своеобразным «годом надежд». Постоянные усилия Президента и Правительства Российской Федерации по финансовой стабилизации стали приносить свои первые плоды. Резко, до десятых долей процента в месяц, сократилась инфляция, иностранные инвестиции в государственные ценные бумаги и акции промышленных предприятий превысили 20 млрд. долларов США, банки начали активно кредитовать реальный сектор экономики, начался рост секторов экономики, ориентированных на внутренний спрос (автомобильная, химическая, медицинская промышленность, пищевая промышленность). В своем Послании Федеральному собранию от 17 февраля 1998 года «Общими силами к подъему России» Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин сказал об этом так: «Пора уже вплотную заняться тем, что ждет нас впереди. Мы застряли на середине моста: инфляционное прошлое <…>, осталось позади, а вот к инвестиционному будущему приблизится не удается. Нужна новая политика – политика экономического роста». По предложению Б.Н. Ельцина, весной 1998 года было создано так называемое «служебное» правительство технократов, или «Правительство Кириенко», которое и должно было заняться переводом российской экономики на рельсы экономического роста.

 Однако на практике обретенная финансовая стабилизация оказалась иллюзорной. Несовершенство российской налоговой системы, сохранение практики взаимозачетов и налоговых освобождений с одной стороны, а также события финансового «Азиатского кризиса» и вызванного им более чем двукратного падения мировых цен на энергоносители, с другой стороны, резко обострили положение с федеральным бюджетом. Попытки продолжить финансирование дефицита бюджета за счет государственных краткосрочных облигаций (ГКО) привели к тому, что в условиях паники на финансовых рынках доходность этих бумаг возросла с 19-22 процентов в 1997 году до 70 процентов в июне 1998 года. Позитивные тенденции были сломлены.

Простого решения в такой ситуации объективно не существовало и «Правительство Кириенко» колебалось в выборе стратегии. В итоге, промедление с выбором мер привело к масштабному кризису доверия между правительством и участниками финансового рынка. Как показали дальнейшие события, этот кризис доверия стал предвестником «дефолта» 17 августа 1998 года. Принятая Программа включала в себя детальный анализ ситуации и должна была помочь преодолеть кризис доверия к институтам государства и остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках. Однако отсутствие согласия между ветвями власти, прежде всего, между правительством и палатами Федерального Собрания, а также дефицит времени не позволили воплотить ее в жизнь.


Скачать в PDF

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», 17 ноября 1998 года

Волна мирового, так называемого «Азиатского кризиса», начавшегося в 1997 году, стала «спусковым крючком» полномасштабного кризиса российской финансовой системы, который получил 17 августа 1998 года название «дефолта» в результате отказа в этот день «Правительства Кириенко» от выполнения ряда обязательств по внутреннему государственному долгу. В результате разразившегося вслед за «дефолтом» политического кризиса к власти пришло «Правительство Примакова», которое попыталось быстро разрядить ситуацию. Активную роль в стабилизации социально-экономического положения сыграл также Центральный банк Российской Федерации.

Банк России разработал собственный комплекс мер в области денежно-кредитной политики, который, в частности, должен был поддержать реальные располагаемые доходы населения на уровне 1998 года, ограничить рост цен в пределах 30%, а спад в экономике – на уровне 3%. Меры, выработанные Банком России, стали ясным сигналом финансовых властей не допустить углубление кризиса и обеспечить скорейшее восстановление национальной банковской системы.


Скачать в PDF

Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 181-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

Осень-зима 1998 года прошли в России под знаком борьбы с последствиями «дефолта» - крупномасштабного кризиса российской финансовой системы, кульминацией которого стали события 17 августа 1998 года. Программа неотложных и чрезвычайных мер «Правительства Примакова» была направлена, прежде всего, на обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса. При этом методы макроэкономического регулирования и восстановления работоспособности национальной банковской системы сопровождались комплексом мер по недопущению углубления кризиса, особенно в российских регионах.

С этой целью был принят специальный федеральный закон, который обеспечивал целевое финансирование расходов на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, переданных в муниципальную собственность в 1996-1998 годах, а также разрешал погашение по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации ранее полученных ими бюджетных ссуд на погашение задолженности работникам бюджетной сферы и покрытие кассовых разрывов. Таким образом, этот федеральный закон стал частью комплекса мер органов государственной власти Российской Федерации по преодолению последствий «дефолта» сугубо экономическими методами.


Скачать в PDF

«Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», 12 мая 2000 года

Разработка долгосрочной стратегии развития Российской федерации, которая также получила название «Стратегия 2010», была начата 1 декабря 1999 года по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

1999 год стал началом нового этапа в развитии российской экономики. Наряду с достижением денежной стабилизации (1995-1996 годы), преодоление фискального кризиса и девальвация национальной валюты - рубля (1998 год) обеспечили повышение привлекательности реального сектора экономики для потенциальных инвесторов и создали предпосылки начала устойчивого экономического роста. В свою очередь, устойчивый экономический рост стал основой политической стабилизации в России. Нужна была новая программа действий, связанная с перенесением центра внимания с вопросов экономической стабилизации на качество экономического роста и модернизацию страны в условиях современного постиндустриального общества.

Член «питерской команды» экономистов, Герман Оскарович Греф стал первым председателем совета некоммерческой организации «Центр стратегических разработок», которую в декабре 1999 года учредили Государственный университет – «Высшая школа экономики», Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения и Рабочий центр экономических реформ при Правительстве России. Первоначальная версия документа - «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», или «Стратегия 2010» была завершена в начале мая 2000 года, а 18 мая 2000 года Г.О. Греф был назначен Министром экономического развития и торговли Российской Федерации. «Стратегия 2010» и стала концептуальным обоснованием основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в период 2000-2010 годов.


Скачать в PDF

«Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», 22 июня 2006 года

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, сегодня является одним из важных направлений решения демографической проблемы. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Ее дополняется система государственных мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

При переселении участники Государственной программы и члены их семей получают государственную гарантию и социальную поддержку, в частности, оплачивается стоимость переезда на постоянное место жительства, компенсируются расходы на уплату государственной пошлины, выплачивается единовременное пособие на обустройство, в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе. С 2013 года Государственная программа стала бессрочной, а сумма единовременно пособия удвоилась. В новой редакции Государственной программы соотечественники могут выбирать территорию вселения, не ориентируясь на вакансии работодателей. На сегодняшний момент в программе участвуют 48 субъектов Российской Федерации. 


Скачать в PDF

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», 17 ноября 2008 года

Концепция долгосрочного социально=экономического развития была создана в Правительстве Российской Федерации под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации в 2006—2008 годах в соответствии с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина. Концепция должна была прийти на смену «Стратегии 2010» и предполагала: «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

В 2011 году по заказу Правительства Российской Федерации международным экспертным сообществом под руководством известных российских экономистов: ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Ивановича Кузьминова и ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Александровича Мау был подготовлен обновленный вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (или Стратегии 2020). Необходимость разработки нового варианта была обусловлена обстоятельствами глобального финансового кризиса 2008-2010 годов, что сделало невозможным достижение ряда экономических ориентиров первоначального варианта, а также необходимостью более детальной проработки основных рисков и вызовов, стоящих перед обществом и экономикой. Итоговый доклад «Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» опубликован в 2012 году (см., подробности: http://2020strategy.ru/). 


Скачать в PDF

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», 12 мая 2009 года

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по ее обеспечению.

Согласно Стратегии, основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи главных социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. В свою очередь, концептуальные положения базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Скачать в PDF

«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», 8 декабря 2011 года

Принятие стратегии обусловлено постепенным переходом к экономике нового типа, в которой знания, или результаты интеллектуальной деятельности человека, в форме внедренных (реализованных) новшеств, становятся главным источником экономического роста и процветания. В свою очередь, возрастание благосостояния открывает новые возможности социального развития в результате возрастания инвестиций в человеческий капитал.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает достижение ряда конкретных показателей социально-экономического развития страны. В частности, возрастание в 4-6 раз доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации; возрастание доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5-10%, особенно в секторах атомной энергетики, авиатехники, космической техники и услуг, специального судостроения; примерно восьмикратное возрастание доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме; примерно пятикратное возрастание доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.   

Основным источником достижения таких результатов должна стать национальная система производства научного знания, прежде всего, за счет возрастания затрат на исследования и разработки до уровня 2,5-3% ВВП, повышения эффективности научной деятельности и углубления взаимодействия между наукой и обществом.


Скачать в PDF

«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», 19 декабря 2012 года

В документе подчеркнута неизменность и актуальность основных вопросов национальной политики Российской Федерации, сформулированных в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 года. Новыми приоритетными направлениями указаны:

  • совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики,
  • создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Особое внимание уделено необходимости совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания, укрепления взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества.

Прекращено действие «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 года.


Скачать в PDF