Inside_content_bg_top
Inside_content_bg_bottom

Как это было

Борис Ельцин:
« Принята Декларация – РСФСР остается в Союзе »
12 июня 1990 года на утреннем заседании Съезда народных депутатов СССР практически единогласно была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В тот же день состоялось заседание Совета Федерации СССР, посвященное обсуждению вопросов национально-государственного устройства страны и нового Союзного договора. Руководители республик не могли найти компромисса по поводу формы будущего Союза – часть лидеров настаивала на сохранении федерации, часть говорила о конфедерации, а Председатель Верховного Совета Литвы В.Ландсбергис объявил о том, что его республика сохранит свой путь на независимость в качестве субъекта международного права. Что касается России, то в своем выступлении Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин четко заявил: «РСФСР остается в Союзе».

[…]

Ивашко В.А.: Верховный Совет Украины еще не рассмотрел вопрос о суверенитете. Мандата у меня нет. Но есть политические соображения: надо безотлагательно заключить новый Союзный договор. Решение задач перестройки требует коренной реорганизации экономики, поскольку ведомственная система завела нас в тупик. Предлагается двухъярусная конструкция: а) союзные республики передают часть прав Союзу; б) они завязывают прямые связи между собой, минуя Центр. Это единственный быстрый путь к рынку. Созывается конференция уполномоченных республик. При определении круга законов разграничить те, что принимаются в рамках полномочий Союза, и те, что требуют ратификации республиками.

Представитель Белоруссии: За Союзом – оборона, внешняя политика, энергетика, транспорт.

Рюйтель А.Ф.: Я не подготовлен к такому обсуждению. У меня нет полномочий. Преобладающие в республике настроения – полная независимость плюс тесные связи с другими республиками в экономической и культурной области. За это 96% населения.

Горбачев М.С.: Вы что, напрашиваетесь на введение президентского правления?!

Рюйтель А.Ф.: Политическая ситуация уже не позволяет сделать то, что можно было еще полгода назад. Реальность такова, что время ушло. Мы должны позаботиться о том, чтобы оставить нашим народам хорошие отношения между собой.

Назарбаев Н.А.: Казахстан – за сохранение Федерации, но нужен новый Союзный договор. Мы с пониманием относимся к тому, что происходит на Съезде народных депутатов РСФСР. Но надеемся, что он не станет фактором развала нашего государства, ибо только Россия способна выполнить объединяющую миссию. Нужно создать рабочую группу для подготовки нового Союзного договора. Формула закона о разграничении полномочий как основа для обновленного Союзного договора не годится  [Прим ред.: имеется в виду Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации»].

Идет противостояние между Верховным Советом Союза и Верховными Советами республик. В законе о собственности субъект права на собственность не определен [Прим. ред.: имеется в виду Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-I «О собственности в СССР»].

Например, Казахстан принял много ссыльных. Что – они теперь собственники земли? Девятнадцать миллионов квадратных километров заняты под полигоны, оттуда выселили колхозы и совхозы. Какой у нас суверенитет, если 50% промышленности находится в союзном подчинении? А сколько – в союзно-республиканском?… Министерства зубами держатся за свою собственность. У нас что – Союз министерств или Союз республик?! Союзные республики должны быть субъектами международного права.

Каримов И.А.: У нас ограниченный суверенитет, с которым надо кончать. Надо дать республикам возможность заключать договоры между собой. Наиболее приемлемая форма будущего Союза – конфедерация. Нельзя говорить об обновлении Договора, ибо многие республики не подписывали первого Договора в 1922 году. Это должен быть новый Договор и приступить к его подготовке надо немедленно, поскольку завтра может быть вообще поздно говорить и о конфедерации. Мы видим себя свободной республикой.

Муталибов А.Н.: Надо учитывать политическую ситуацию. У нас многие за прибалтийский вариант. Мы за Союз на конфедеративной основе. Нет представительства республик в союзных органах – МИДе, МВД, Прокуратуре и т.д. С этим больше нельзя мириться. Часть азербайджанского народа с недоверием смотрит на Федерацию из-за Карабаха. Нельзя допускать, чтобы создавалась «народная армия». Вооруженных людей не должно быть ни в Армении, ни в Азербайджане, нигде.

Ландсбергис В.: СССР подошел к рубежу, когда перестройка должна перекатиться через барьер национально-государственного устройства.

Горбачев М.С.: Приостановите Декларацию, и мы тут же отменим все блокадные меры.

Ландсбергис В.: Будет ли нынешний СССР определяться как федерация или сообщество, все равно Литва сохранит свой путь как суверенный субъект международного права.

[…]

Ельцин Б.Н.: Принята Декларация – РСФСР остается в Союзе.

Союзный договор сейчас будет трудно выработать. Вместо этого – всеобъемлющие договоры между республиками без каких-либо предварительных политических и экономических условий. Затем РСФСР на Верховном Совете объявляет, какую долю собственности и какие права он передает Центру, и заключает с ним соответствующий договор. Если и другие республики пойдут на это – может быть совпадение части функций, делегируемых Центру. Только затем можно заключать Союзный договор политически.

Примечания:

Совет Федерации СССР – совещательный орган, в который согласно Закону СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» входили Президент СССР и руководители союзных республик.

Ивашко Владимир Антонович (укр. Івашко Володимир Антонович, 28 октября 1932 г. – 13 ноября 1994 г.) – советский и украинский партийный и государственный деятель, первый и единственный Заместитель Генерального секретаря ЦК КПСС (1990 – 1991). В июне 1990 г.  – Председатель Верховной Рады Украины.

Рюйтель, Арнольд (Рюйтель Арнольд Фёдорович, эст. Arnold Rüütel; род. 10 мая 1928 г.) – эстонский политический и государственный деятель, Президент Эстонской Республики (2001-2006). В июня 1990 г. – Председатель Верховного Совета Эстонской Республики.

Назарбаев Нурсултан Абишевич (род. 6 июля 1940 г.) – советский и казахский политический и государственный деятель. В июне 1990 г. – Президент Казахской Советской Социалистической Республики, избранный на эту должность Верховным Советом КазССР в апреле 1990 г. С 1 декабря 1991 г. и по настоящее время – Президент Республики Казахстан (получил на первых выборах 98,7% голосов).

Каримов Ислам Абдуганиевич (род. 30 января 1938 г.) – советский хозяйственный и узбекский политический и государственный деятель. Первый Президент Республики Узбекистан. В июне 1990 г. – Президент Узбекской ССР. Был избран на этот пост 24 марта 1990 г. на сессии Верховного Совета Узбекской ССР безальтернативным голосованием (при этом он остался одновременно первым секретарем республиканской компартии). Cтал первым в СССР республиканским президентом.

Муталибов Аяз Ниязи оглы (род. 12 мая 1938 г.) – советский хозяйственный, азербайджанский политический и государственный деятель. Первый Президент Республики Азербайджан. В июне 1990 г. – Президент Азербайджанской ССР, избранный на этот пост Верховным Советом АзССР в мае 1990 г.

Ландсбергис Витаутас (Ландсбяргис Витаутас, лит. Vytautas Landsbergis; 18 октября 1932 г.) – литовский политик, общественный деятель, музыковед и искусствовед, публицист. В июне 1990 г. – Председатель Верховного Совета Литвы (1990 – 1992), народный депутат СССР (1989-1991).

Источники:

Стенограмма заседания Совета Федерации от 12 июня 1990 г. // Архив Горбачев-Фонда.. Ф. 10. Оп. 2; Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329; Закон СССР  от 6 марта 1990 г. № 1305-I «О собственности в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.